Управлять страной в онлайн-режиме
О ходе развития электронного правительства в Казахстане.
Технический и технологический прогресс неудержимо врываются в нашу повседневную деятельность, порой коренным образом меняя ее. Особенно это заметно в сфере коммуникационных технологий.
Казахстан, как и весь мир, все больше переходит от бумажных к электронным носителям информации, что ведет к настоящей революции в сфере бизнеса, государственного контроля и управления. Одним из важнейших приоритетов, обозначенных в последнем Послании президента Казахстана, стало дальнейшее развитие «Электронного правительства» (ЭП), перевод на новые принципы и методы всей системы взаимодействия государственных органов, граждан и бизнеса.
Начало процесса информатизации можно отнести к середине
Новый этап в области информатизации страны начался в 2005 году, когда была принята Государственная программа формирования «Электронного правительства» в Республике Казахстан. Первоначальной задачей Программы стало создание нормативно-правовой документации, технической инфраструктуры, а также основных базовых компонентов, таких как: портал, шлюзы, единая транспортная среда, государственные базы данных.
За три года (с 2005 по 2007 включительно) было немало сделано. Например, реализован пилотный проект мультисервисной спутниковой сети передачи данных, охватывающий все областные центры, а также города Алматы, Астана; завершено внедрение Единой системы электронного документооборота государственных органов среди центральных государственных органов; созданы базовые компоненты ЭП, к которым относятся портал и шлюз ЭП, системообразующие базы данных — ГБД «Физические лица», ГБД «Юридические лица», ГБД «Регистр недвижимости», информационная система «Адресный регистр».
Кроме того, в целях обеспечения более широкого доступа к электронным услугам государственных органов было инсталлировано более 1100 пунктов общественного доступа. К 2007 году завершена реализация информационного этапа ЭП, обеспечивается постоянная актуализация информационных услуг, предоставляемых через
Параллельно шла ускоренная модернизация коммуникационных систем страны: телефонизировано более 6600 сельских населенных пунктов из 7305, с населением более 50 человек. Телефонная плотность сегодня доведена до 18,5 телефона на 100 жителей — это весьма неплохой показатель.
Дальнейшее развитие осуществляется в рамках Программы развития «Электронного правительства» Республики Казахстан на
К концу второго этапа Программой намечено внедрение в промышленную эксплуатацию платежного шлюза ЭП, количество транзакционных услуг будет доведено в 2010 году до 70% от общего числа автоматизированных интерактивных услуг. Предполагается, что переход на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в государственном управлении позволит ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государственных ведомств. А также радикально облегчит и упростит взаимоотношения между бизнесом и государственными органами, ослабит бюрократические барьеры, снизит возможности для коррупции.
Нельзя сказать, что при реализации Программы все идет гладко. Возникают немалые проблемы. Взять, к примеру, Минфин. Там решили автоматизировать процесс получения документов для экспортно-импортных операций. Сегодня для таковых насчитывается до 17 документов. Бизнесмены значительное время затрачивают на их получение от различных госорганов и предъявление таможенным органам, на что уходят недели, а порой и месяцы.
Решение данного вопроса Министерством финансов видит в автоматизации процесса через так называемое
Основное препятствие на пути — интеграция баз данных государственных органов, выдающих разрешительные документы. Степень их готовности различная: в одних органах необходимо лишь техническое решение по информационному взаимодействию, в других — нужна разработка электронных баз данных, ввиду полного отсутствия таковых.
Различные межведомственные согласования, как мы знаем, могут затянуться на годы. Поэтому руководство Минфина обратилось к премьер-министру с просьбой поддержать план по созданию межведомственной рабочей группы по внедрению системы
Сам Минфин активно работает в этом направлении. Были внесены изменения в законодательство о государственных закупках в части сокращения сроков проведения конкурсов, что является мерой по преодолению последствий кризиса. Для осуществления государственных закупок по принципу «одного окна» создана информационная система «электронных государственных закупок» —
За 2009 год на
Выдано 33511 имен пользователей и паролей представителям заказчиков, организаторов и потенциальных поставщиков ЭГЗ.
На электронной торговой площадке были опубликовано всего 245331 лот. При этом победители определены по 136308 лотам. При запланированном бюджетом суммарном объеме по этим лотам 24610,4 млн. тенге, общая сумма, предложенная победителями ЭГЗ, составила 18531,1 млн. тенге. Средняя суммарная условная экономия по данным 136308 закупкам составила 6079,3 млн. тенге или 24,7%. Результат неплохой, при том, что процесс электронных торгов находится в стадии апробации.
Сегодня в Минфине продолжаются работы по интеграции
Минфин — это налоги, а значит — тесное взаимоотношение государственных служащих и бизнеса. Поэтому в Минфине разработан и применяется целый комплекс системных мер по предупреждению и искоренению коррупционных проявлений в деятельности своих органов.
В апреле 2009 года Министерство презентовало проект электронного Минфина —
Теперь в большинстве налоговых комитетов требуют сдавать налоговую отчетность в электронном виде. Не всегда этот процесс идет идеально, бывают сбои, но в целом направление выбрано правильное. В течение 2009 года по стране уже 80 % форм налоговой отчетности представлены в электронном виде. Бизнесменам сэкономлена масса времени, денег и нервов. Сегодня речь идет уже о создании современных Центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков.
Конечно, предстоит еще много работы, пока вся система не заработает в полную силу. Необходимо обеспечить на первом этапе реализацию ИАИС
И остается лишь пожелать Минфину настойчивости и средств, чтобы перекинуть мост в виртуальное пространство.
Комментарии