Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Всему свое время

    Мнения представителей различных отраслей об уровне развития электронного правительства Казахстана.

    27 ноября 2009 12:05, Бахытгуль Момынова и Динара Байкадамова, Digital Kazakhstan
    Рубрики: Общество

    Представители различных отраслей отвечают на вопрос: «Как вы оцениваете уровень развития электронного правительства Казахстана?».

    Владимир Вольский,
    менеджер по продажам компании Smartcom

    Владимир Вольский

    Очень положительно, я думаю это твердая «четверка». Казахстану очень сложно создавать, но легко контролировать технологии, которые внедряются. Это связано с тем, что Казахстан имеет небольшой внутренний рынок в отличие от России. Мы сами участвуем в некоторых проектах — е-лицензирование, платежный шлюз. Мы видим, что шаги в направлении создания электронного правительства делаются, несмотря на кризис, несмотря ни на что.

    Влад Азаркин,
    главный консультант компании Netwise, Израиль

    Влад Азаркин

    Единственное, что я могу сказать, это то, что оно развивается очень быстрыми темпами. Неважно, как оно выглядит сейчас, важно, что планируется, и как будет выглядеть в дальнейшем. Сейчас мы делаем анализ того, что есть. Многое сделано, многое нужно исправить или изменить, добавить. Но положение довольно благоприятное.

    Александр Ляхов,
    исполнительный директор ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана»

    Александр Ляхов

    Когда я, как простой пользователь перестану ходить в ЦОНы, а буду заходить на портал электронного правительства, тогда я скажу что да, на 50, 60 и 70% он выполнил свою задачу. Я не хожу в отделения банков, потому что у меня есть home-банк, если я перестану ходить в ЦОН — будет совсем замечательно. Все-таки считаю, что нет ничего лучше электронного сервиса. Легче сделать компьютерно-программный комплекс, чем научить людей улыбаться, научить, причем за не очень большие деньги, обслуживать всех и каждого и при этом качественно. Сфера обслуживания у нас с советских времен не меняется, я в этом не раз убеждаюсь, причем не знаю, чья это проблема, то ли самих людей, работающих в сфере услуг, то ли тех, кто их учит. Поэтому я больше надеюсь на электронные услуги.

    Марат Ижанов,
    руководитель интернет-агентства «Ижанов и партнеры», Москва

    Марат Ижанов

    Движение есть, но я пока не знаю ни одного человека, который пользуется услугой электронного правительства. В России ситуация сложнее. Там страна больше, нет системного подхода. Например, база данных предприятий. В свое время этим занималась регистрационная палата, потом это передали налоговой службе. Регистрационная палата налоговой службе эти данные передать не смогла, поэтому в России идет повторная перерегистрация предприятий. Не знаю, насколько хорошо сравнивать с Россией. Нужно наверное, сравнивать со странами с меньшим населением, со схожим административным устройством.

    Шавкат Сабиров,
    генеральный директор ТОО «Kaz Inter Systems Solutions»

    Шавкат Сабиров

    Я считаю, очень даже хорошо, положительно. Любое электронное правительство развивается по этапам, сначала автоматизируются внутренние системы, например, государственная база данных. И вот сейчас именно тот этап, когда активно строится автоматизация всех государственных баз, то есть создается веточка от этих баз до реального пользователя.

    Александр Гревцев,
    глава представительства ООО «Сименс Энтерпрайз Коммьюникейшнс» в Центральной Азии

    Александр Гревцев

    Каждый гражданин Казахстана, наверное, скажет, что в ЦОНе можно быстро получить любой документ и любую необходимую информацию, плюс сервис достаточно высокого класса. ЦОН — ведь тоже часть электронного правительства, через который можно войти в единую базу. То же самое касается налогового комитета. Это основные краеугольные камни, по которым можно оценивать эффективность. Все остальные — документооборот, запросы, на самом деле работают и в электронном и не в электронном формате достаточно быстро. Самое главное, изменились и отношение к полученной корреспонденции и скорости ответа на те или иные запросы.

    Андрей Суслов,
    директор по развитию бизнеса Россия и СНГ компании Adobe Systems, Москва

    Андрей Суслов

    Я считаю, что сделаны основные шаги по построению инфраструктуры, но считаю, что сейчас нужно переходить к регламентам услуг, это относится даже не к самой информатизации, а к процедурам предоставления услуг, к фактической их реализации и удобству предоставления. Как показывает статистика, использование интернета в Казахстане не настолько велико по сравнению с тем, сколько вложено. Сейчас все будет зависеть от того, какого качества информация предоставляется и насколько легко можно получать электронные услуги.

    Геннадий Белинский,
    начальник управления информационной безопасности ГП «Центр Специальных Телекоммуникаций», Республика Молдова

    Могу уверенно сказать, что уровень достаточно высокий: очень высокий уровень в отношении применяемых технологий и самих услуг, то есть их доступности для граждан.

    Серик Акишев,
    телеведущий, продюсер проекта kiwi.kz

    К сожалению, ничего не могу сказать по этому поводу, потому что не интересовался этой темой, и мне стыдно. Как обыватель тоже никогда не пользовался электронными услугами. Единственно, я пользуюсь сайтами государственных органов для получения, подтверждения той иной информации.

    Такого рода мероприятия существуют для информирования общественности, для пропаганды. И мероприятие, надо признать, с этой точки зрения сыграло свою роль. В первую очередь, когда приеду домой, зайду на портал электронного правительства и посмотрю, что это такое.

    — Вы пользуетесь электронными услугами?

    Владимир Вольский,
    менеджер по продажам компании Smartcom

    Да, конечно. Начиная от электронного билета заканчивая электронными торгами, ну и, естественно, следим за всеми новыми проектами, оцениваем. Критично подходим как к собственным проектам, так и к проектам конкурентов.

    Влад Азаркин,
    главный консультант компании Netwise, Израиль

    Электронные услуги у нас в Израиле очень развиты. И я, конечно, пользуюсь. Эти услуги у нас гораздо более развиты, нежели в Казахстане, и это связано, скорее всего, с большим проникновением интернета, хотя у нас население гораздо меньше. Но всему свое время.

    Александр Ляхов,
    исполнительный директор ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана»

    Справку какую-то получал, как частное лицо, но это было давно. Второй раз — пытался от банка участвовать в конкурсе по недвижимости на портале электронного правительства. Я не проверяю каждую неделю, насколько растет число услуг, но дважды опыт имел. Я помню пока я зарегистрировал ЭЦП… Это была такая мука! Для меня, для айтишника, те минут 40,которые я потратил для прохождения всех ступеней, были … Ужас в общем. Сейчас возможно что-то изменилось, так как это было год назад.

    Шавкат Сабиров,
    генеральный директор ТОО «Kaz Inter Systems Solutions»

    Да, конечно. Поскольку я уже четыре года являюсь жителем Канады, получается пятый год использую портал электронного правительства Канады. Мы сколько угодно можем спорить с вами о том, каким должно быть электронное правительство, но я его столько лет реально использую, причем одно из самых лучших в мире. Поэтому, как говорит Жванецкий: «Надо спорить о вкусе ананаса с теми, кто его ел».

    Александр Гревцев,
    глава представительства ООО «Сименс Энтерпрайз Коммьюникейшнс» в Центральной Азии

    Госзакупками пользуются практически все пользователи, которым это нужно, или производители того или иного оборудования. Что касается юридических услуг, то используются достаточно активно, например формы по запросу, это в большей степени используют финансисты, юристы. Суть такова, что каждая услуга пользуется определенным спросом в определенной ситуации и в тех или иных аудиториях. Если есть потребность, я воспользуюсь. Для того чтобы какие-то услуги популяризировать, нужно о них информировать общественность.

    Андрей Суслов,
    директор по развитию бизнеса Россия и СНГ компании «Adobe Systems», Москва

    В России даже есть портал, но нет регламентов предоставления услуг. То есть технологически реализована база, даже реализованы услуги, но их некуда отправлять.

    Геннадий Белинский,
    начальник управления информационной безопасности ГП «Центр Специальных Телекоммуникаций», Республика Молдова

    Да, я являюсь руководителем управления специальных систем, в частности курирую вопросы, связанные с предоставлением электронных услуг. В Республике Молдова применяются те же технологии, что и в Казахстане. Можно сказать, что используются технологии сервисно-ориентированной архитектуры, в корне которой лежит предоставление сервисов. Изначально она ориентирована не на обслуживание каких-то элементарных процессов, а на обслуживание бизнес-процессов, бизнес-сценариев. Информационные системы могут обслуживаться как в один момент времени, так и длиться неделями пока не выдадут результат.

    — В чем вы видите недостатки электронного правительства Казахстана?

    Владимир Вольский,
    менеджер по продажам компании Smartcom

    Это скорее не недостаток, а вопрос времени — очень маленькое количество абонентов, подключенных к интернету. Если бы у нас было большое население, как в России, например, то за счет внутреннего рынка, конкуренция развивала бы информацию и контент сам бы наполнялся.

    Влад Азаркин,
    главный консультант компании Netwise, Израиль

    Мне тяжело что-то сказать. Важны пути направления развития. Наша компания помогает в разработке архитектуры. Для Казахстана мы видим очень быструю разработку решений таким образом, чтобы в течение следующего года некоторые услуги были предоставлены.

    Шавкат Сабиров,
    генеральный директор ТОО «Kaz Inter Systems Solutions»

    В любой работе есть куча недостатков. Принцип у нас немного другой, не просто критиковать, а предлагать. Когда к человеку приходишь и начинаешь его критиковать, то соответственно у него реакция негативная. А когда приходишь и говоришь: «А давайте, ребята, сделаем вот так и вот так?». И он уже совсем по-другому с тобой разговаривает, поэтому я предпочитаю говорить о тех новшествах и предложениях, которые мы можем реализовать. То есть конструктивно. Есть конструктивная и неконструктивная позиция. Неконструктивная — только все ругает как у нас плохо, конструктивная — говорит, что нужно для того, чтобы у нас все было хорошо. Я естественно придерживаюсь второй позиции.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии