Александр Ольшанский: «Сеть сама все отфильтрует»
Интервью с председателем жюри Национальной интернет-премии Award.kz 2009, известным деятелем украинского интернета Александром Ольшанским о конкурсе в Казнете и украинском интернете.
От редакции: Приглашать на роль председателя жюри человека, никак не «завязанного» на Казнете — стало высокой и правильной нотой в партитуре Национальной интернет-премии. Беспристрастность, и что называется «быстрое погружение» — способствуют авторитетности и объективности жюрейства. Сегодня мы публикуем развернутое интервью с известным деятелем украинского интернета Александром Ольшанским. И надеемся, что из этой беседы любой казахстанский пользователь выудит нужные крупицы необходимой или интересной информации.
— Как вы отреагировали на предложение стать председателем жюри Национальной интернет-премии Award.kz 2009?
— С интересом.
— Бывали ли вы в Казахстане ранее?
— Никогда не был.
— А
— Я интересовался как российским, так и казахским опытом в этом вопросе, поскольку в Украине пока не существует своей премии, и мы собирались стать одними из соорганизаторов такого мероприятия. В связи с этим я изучал российский опыт и (в меньшей степени) — казахский. С удовольствием изучу его более подробно.
— Как вы в целом относитесь к различного рода «соревнованиям» сетевого образца?
— Полагаю, что такие акции являются чрезвычайно важным аспектом развития интернета, особенно для продвижения его в массы, популяризации средств развития и необходимого
— Каково ваше личное отношение к Казнету? Что слышали/читали в последнее время? Какие казахстанские сайты знаете?
— Я не могу сказать, что я специалист по казахскому интернету
— UAnet и Kaznet схожи языковой проблематикой в Сети. В Казахстане зачастую казахские версии сайтов — это «переводная работа», а не создание уникального контента. Как увеличить темпы развития качественных сайтов на казахском (украинском) языке?
— Мне сложно оценивать казахский интернет с точки зрения двуязычия — я не знаю, как это устроено в Казахстане. Но я могу рассказать об Украине. У нас есть сайты, для которых родным языком является русский, и они переводятся на украинский. Также есть сайты, для которых родным языком является украинский, — и они переводятся на русский. И кроме этого, есть сайты, публикующие тексты на языке оригинала: т.е. на ресурсе одновременно сосуществуют и русские, и украинские статьи. В Уанете сегодня «уживаются» все три вышеупомянутых подхода. Таким образом, на мой взгляд, языковая проблема в Уанете остро не стоит. Например, я обычно не могу вспомнить на каком языке читал ту или иную статью (да и большинство моих знакомых — тоже). Мы уже настолько привыкли к двуязычию, что я особой проблемы не вижу.
Что же касается увеличения темпов развития качественных сайтов на национальном языке, то я думаю, что никакого искусственного увеличения не нужно: процесс идет своим ходом, органично. Так, в Уанете доля украиноязычного контента растет: если в конце
— Регистрация домена — начало пути в Сети. Вам удалось организовать бизнес в этой сфере. Как обстоят дела с динамикой развития доменной регистрации сейчас? С какими проблемами встречается Уанет?
— Если оценивать динамику развития рынка доменных регистраций и его тенденции, то я бы выделил краткосрочные тенденции и долгосрочные. Краткосрочные повторяют (отражают) общие тенденции в экономике. Так, в начале года (январь-март) имела место очень острая фаза кризиса, когда рынок переживал большой спад. Летом — был традиционный сезонный спад; сейчас на рынке наблюдается небольшой подъем, но пока нельзя сказать, что мы вышли на докризисные темпы развития. В целом рынок доменных регистраций и хостинга является наиболее чутким барометром экономической ситуации по всем сферам бизнеса. И он отражает «общее» самочувствие экономики, реагируя на финансовый спад определенной «смертностью» сайтов, представляющих соответствующие компании.
Долгосрочные тенденции развития касаются упорядоченной стройности всей доменной системы. К сожалению, пока мы этим похвастать не можем — ситуация с украинским доменом еще не разрешена и достаточно сложна: он до сих пор управляется как встарь группой энтузиастов (двумя людьми), в связи с чем у нас достаточно старые правила домена «.UA», принятые в 2000 году (естественно, что с того времени много чего поменялось). С другой стороны, нельзя сказать, что все у нас в вопросе доменного развития плохо: зона растет (насчитывает сегодня более 450 тысяч доменных имен), развивается… Нам есть, куда расти и стремиться. И над проблемными вопросами мы активно работаем, надеясь изменить ситуацию к лучшему.
— Киберсквоттинг — головная боль для многих. Существуют рецепты борьбы с кибесквоттерами от Ольшанского?
— Универсальных рецептов борьбы с киберсквоттингом не существует. Для того, чтобы дать реальные рецепты борьбы, следует изучать конкретные ситуации. Если я изучу как конкретно устроена ваша доменная система, то возможно смогу помочь конкретными рекомендациями. Но, повторюсь: прежде, чем ставить диагноз — нужно исследовать больного (если он вообще больной :-)).
Кроме того, киберсквоттинг — явление достаточно многогранное и сложное, некоторые его формы могут быть вполне приемлемыми, а некоторые — являются откровенными формами вымогательства. И здесь важно уточнить, что именно вы имеете в виду под словом «киберсквоттинг», потому что в силу своей многогранности понятие это «рассыпается» на ряд явлений, знак равенства между которыми ставить нельзя.
— Ваша компания уже переросла из компании-регистратора в холдинг услуг. Расскажите о рекламе в интернете в эпоху кризиса. Насколько выросла посещаемость сайтов, что происходит с размещением рекламы в Сети?
— Кризис на посещаемости сайтов сказался не сильно. Что же касается рекламного рынка, то в момент кризиса тенденции тут были весьма разнонаправленными. Кризис в Украине протекал в скоротечной и очень острой форме. И в связи с его скоротечностью некоторые субъекты рынка даже не успевали вовремя прореагировать (открыть бюджет, закрыть и т.п.), поскольку в течение трех месяцев цены успели «упасть» вниз и «скакнуть» вверх… Таким образом, кризис в Украине характеризовался элементами хаоса на многих рынках, в том числе и на рекламном. Среди тенденций я бы отметил следующие. У нас несколько «упали» цены, но объем рынка в деньгах для интернета не сократился (хотя для других медиа — сократился в разы). Это свидетельствует о том, что общее количество клиентов увеличилось. Кроме того, очень многие операторы рынка отмечают тенденцию появления большого количества мелких рекламодателей.
— Уклон в сторону генерации контента самими пользователями, так называемый, Web 2.0 — сейчас на пике популярности. Какие еще тенденции нынче актуальны в сайтостроении?
— Комментировать текущую ситуацию сегодня банально, а делать какие либо прогнозы на будущее — дело весьма неблагодарное
— Электронная коммерция в Уанете. Есть ли у вас
— Не знаю, как в Казахстане, (с удовольствием посмотрю на казахский опыт) но в Украине электронная коммерция находится на начальном этапе своего развития. Для «зрелости» этого сервиса требуются хорошо развитые системы оплаты (они в Украине еще слабы), в некоторых вопросах требуется законодательство об электронной цифровой подписи (оно в Украине тоже не очень удачное) и логистические системы доставки товара. С этим в Украине чуть получше. Тем не менее, на мой взгляд, сервисы электронной коммерции в Украине развиваются естественным и органичным путем.
— В Украине существует центр обмена интернет-трафиком. Расскажите о нем подробнее. В чем плюсы и минусы данной организации?
— В Украине большой процент украинского трафика проходит через сеть
Данная система абсолютно самоорганизующаяся и демократичная. Общие объемы трафика
— Сколько времени проводите в Сети ежедневно?
— Поскольку интернет — моя работа, то на досуге я его не очень люблю
— Насколько мы знаем, своей личной странички вы не ведете. А вообще пользуетесь социальным сетями? Если да, то какими?
— Нет, не пользуюсь, поскольку у меня физически не хватает на это времени.
— Каким еще ресурсам отдаете предпочтение? Какие сайты открываете ежедневно?
— Украинская правда (pravda.com.ua), Агентство интернет-новостей AIN (ain.ua), ixbt.ru, ITC (itc.ua), 3dnews.ru
— У вас есть хобби?
— Да, я коллекционирую фарфоровые чашки.
Комментарии