Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Виртуальные университеты Казахстана: состояние и перспективы, или как повысить эффективность высшего образования

    О развитии и внедрении электронных, виртуальных университетов в Казахстане и как это повлияет на повышение уровня образования в стране.

    2 октября 2009 11:42, Рахман Алшанов, Казахстанская Правда
    Рубрики: Образование

    Широкое распространение информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества привело к невиданному росту эффективности, производительности, повышению интенсивности труда. Особое воздействие испытывает сфера образования. Мощный рост информационного потенциала, высокоскоростной доступ к последним достижениям науки и техники кардинально изменили технологии и содержание обучения. Человечество не успевает в полной мере осознать характер инновационной продукции, ее поступление в сферу массового потребления, скорость устаревания.

    Стремление приспособить сферу образования к новому миру, новой экономике, создать адекватную систему, способную оперативно реагировать на все происходящие изменения, привели к так называемому Болонскому процессу. Для обеспечения конкурентной системы образования Европа добивается мобильности студентов, гибкости учебного процесса. Основная цель — студенчество обязано своевременно и беспрепятственно получить доступ к ресурсам любого европейского вуза. И на выходе ЕС должна получать высококлассного специалиста, генерирующего самые современные знания и умения.

    Непрерывный и растущий поток специалистов новой формации, составляющих основной костяк инновационной экономики, ее преобразующую силу, сопровождается практически стиранием границ между окончанием вуза и вхождением в производство. Все больше студентов уже на выходе занимаются не поисками места работы, а становятся работодателями. При этом работы совершенно новой, созданной ими самими, сконструи¬рованной уже в ходе учебы.

    Динамика изменений, поставившая задачу учить тому, чего еще нет, но то, что завтра станет ведущей в той или иной сфере жизнедеятельности, требует формирования особых условий для организации обучения и подготовки специалистов.

    Своевременно знакомить с последними достижениями науки и техники, обучать на основе новейших идей уже при их зарождении, при этом рационально и эффективно использовать учебное время, становятся важными требованиями и факторами в подготовке специалистов, обеспечении их современным образованием. Практически во всех современных мировых университетах идет масштабное внедрение все более совершенных информационных технологий. Это тестирование, планирование учебного процесса, управление, электронные библиотеки, электронная почта, доступ в интернет и т.д.

    Электронный, виртуальный университет — ответ на вызовы времени. Подобные вузы, максимально оснащенные современными обучающими технологиями, внутренней сетью с широким выходом на мировые образовательные ресурсы, не дань моде, а острая необходимость.

    Существуют два основных типа университетов. Первый — это традиционные, но масштабно применяющие информационные технологии. Второй — изначально созданные как виртуальные. Безусловно, в зависимости от философии обучения и образования, сложившейся в том или ином высшем учебном заведении, зависят масштабы применения информационных технологий. Для первых это инструмент обучения. Такие университеты опираются главным образом на интеллектуальный потенциал своего коллектива, на традиции, опыт, сложившийся стиль работы. Примером может служить знаменитый Оксфорд, длительное время отказывающийся от применения таких подходов, но теперь также предлагающий он-лайновые курсы.

    Виртуальные университеты исходят из необходимости обеспечить широкий доступ к научно-образовательным ресурсам человечества, создания максимальных условий для освоения потенциала, массива знаний вне зависимости от работающих специалистов, имеющих высшее образование. Значительные и быстрые изменения во всем требуют от них постоянного внимания к этим процессам и своевременного получения новых знаний. И здесь система обучения на расстоянии не заменима.

    «Обучение на расстоянии» — distance learning — становится необходимым элементом процесса получения знаний каждого из мировых вузов. Так, в США, где система виртуальных университетов получила самое мощное развитие, число желающих записаться на он-лайновые курсы ежегодно растет на 50%. Более 70% из четырех тысяч колледжей и университетов предлагают он-лайновые курсы или используют виртуальные занятия как дополнение к обычным. Так, в университете штата Юта (США) из 120 тыс. студентов 80 тыс. получают образование дистанционно. Ряд учебных заведений объединяют усилия, совместно создавая единый виртуальный университет. Студенты Western Governors University могут выбрать один из курсов, предлагаемых 40 вузами из 19 американских штатов.

    В Великобритании из 200 тыс. студентов Open University 170 тыс. работают в режиме on-line. Динамично развивается дистанционное образование в Швеции, Канаде, Нидерландах. В Германии предполагается, что каждый второй студент воспользуется услугами «виртуальных вузов», в стране осуществляются около 60 проектов в этом направлении. Так, Virtuelle Hochschule Oberrhein объединила интерактивные программы университетов Фрайбурга, Карлсруэ, Мангейма, Гейдельберга. Полноценный курс обучения через интернет предлагает Виртуальный университет прикладных наук (Virtuelle Fachhochschule) — объединение 15 немецких и четырех шведских вузов.

    В России активно внедряется система электронных, виртуальных университетов. В Современной гуманитарной академии обучаются свыше 140 тыс. студентов, создана уникальная технология, основанная на системе цифровой спутниковой связи, включающая передающий телепорт в Москве и принимающая комплексы в каждом из 30 учебных центров в России и странах СНГ. Ведется работа по созданию Российского открытого университета (аналогично британскому Open University), в составе которого не менее 80 вузов. При успешной реализации этого проекта студенты смогут выбирать лучшие курсы в разных университетах. Разработана также концепция Виртуального университета Европы и Центральной Азии, куда войдет и Россия.

    В дискуссиях по вопросу эффективности виртуального образования поддерживающие аргументы исходят из того, что современное виртуальное обучение по многим параметрам приближается к индивидуальному. Это и виртуальное присутствие в классе на вебинаре, и мультимедийный, и интерактивный контент курсов, выполнение на виртуальных машинах практических заданий любой сложности. Дистанционное обучение во многих странах способно в полной мере заменить заочное образование.

    В Казахстане в последние годы развернуты работы по внедрению технологий электронного, виртуального образования. Осуществляется оно в нескольких относительно самостоятельных направлениях. Это внедрение технологий дистанционного обучения, система тестирования, создание внутренних локальных сетей, сайтов, обеспечение доступа в интернет. Многие открытые университеты Европы, США, России ведут на территории республики набор и осуществляют подготовку специалистов через свои виртуальные университеты. Сотни казахстанцев получили и получают образование дистанционно в этих университетах, в том числе по программам обучения в двух вузах одновременно.

    В настоящее время целый ряд ведущих университетов развернули работу в этом направлении. Это КазНУ им. Аль-Фараби, КазНТУ им. К. Сатпаева, ВКГТУ им. Д. Серикбаева, КарГТУ, ЮКГУ им. М. Ауэзова, КарГУ им. Е. Букетова, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, КЭУ им. Рыскулова, университет «Туран», Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, КРУ, университет «Мирас» и другие.

    В вузах страны более 16 тыс. компьютеров в 700 компьютерных классах подключены к интернету, прямой доступ имеют более 140 тыс. студентов. Эти показатели растут ежегодно.

    В КазНТУ им. К. Сатпаева в последние годы число компьютеров увеличилось до 3,5 тыс., имеется 97 компьютерных классов и лабораторий, 80 мультимедийных аудиторий, несколько видеоконференц-залов. Все учебные корпуса и общежития объединены волоконно-оптической связью. 2,3 тыс. компьютеров включены в сеть, и 19,6 тыс. студентов, преподавателей и сотрудников имеют доступ в интернет. Скорость выросла с 2 Мбит/сек до десяти, в ближайшее время этот показатель будет удвоен. На сегодня это самый высокий уровень среди вузов республики.

    Образовательный web-портал КазНТУ, включающий разнообразные электронные учебные материалы, дающий возможности виртуального общения с преподавателями, обеспечивающий доступ к электронной библиотеке и электронному каталогу из 70 тыс. наименований, стал весьма популярным. Данные регистрации посещаемости портала (1,03 млн. посещений студентов и преподавателей, 78,3 тыс. работодателей) свидетельствуют о его растущей востребованности не только среди коллектива университета, но и в других городах Казахстана, а также в России, Нидерландах, Украине, Кыргызстане, Таджикистане.

    Созданная корпоративная информационная система «Политех» и IT-инфраструктура КазНТУ представляет собой продвинутую в стране вузовскую версию электронного университета.

    Значительные шаги в этом направлении предприняты в КазНУ им. Аль-Фараби. В последние годы в университете осуществлены масштабные меры по резкому наращиванию вузовского потенциала информационных технологий. Существенно возросло оснащение компьютерами нового поколения, реализуется проект «Электронный университет», запуск которого намечен на ноябрь 2009 года.

    В ВКГТУ им. Д. Серикбаева в течение шести лет реализован проект «Виртуальный университет». Управление учебным процессом, тестирование, дистанционное обучение, образовательный портал, электронная библиотека и целый ряд других услуг обеспечиваются в рамках этого электронного университета. Накопленный опыт ВКГТУ свидетельствует, что при правильной постановке дела и его динамичной поддержке подобные проекты реализуемы в стране на уровне современных требований, мировых стандартов.

    Значительны достижения в этом направлении в КарГТУ. В 67 компьютерных классах, лабораториях установлены 1,7 тыс. компьютеров, доступ к интернету имеют 9,4 тыс. студентов. Вузовская электронная библиотека насчитывает 4,7 тыс. электронных учебников, более восьми тысяч научных статей, книг. В КарГУ 1,2 тыс. компьютеров подключены к интернету в 36 специализированных классах, доступ к интернету имеют 12,1 тыс. студентов, электронных учебников — свыше двух тысяч единиц.

    Хорошие показатели в этом направлении в Костанайском госуниверситете им. А. Байтурсынова, ВКГУ им. С. Аманжолова, КазЭУ им. Т. Рыскулова, КазНМУ им. Д. Асфендиярова, Аркалыкском госпединституте им. Ы. Алтынсарина и в ряде других. Более 28 университетов реализуют технологии дистанционного обучения. УМБ имеет несколько центров дистанционного обучения в регионах страны.

    Существенным подспорьем для системы образования и науки стала реализация проекта научного комитета НАТО «Виртуальный шелковый путь». За небольшой отрезок времени профессору Жапарову Б. А. со сплоченной и профессиональной командой удалось создать основы единой республиканской компьютерной сети высокоскоростного доступа в интернет. В течение шести лет в единую сеть вошли 83 вуза и НИИ во всех регионах страны. Их обеспечение интернетом существенно возросло — до 45 Мбит. В числе лидеров КазНТУ (10 Мбит), ЕНУ им. Л. Гумилева (пять), ВКГТУ (пять), ЮКГУ (пять). К этой группе приближаются Актюбинский, Карагандинский, Таразский, Павлодарский госуниверситеты. Среди частных университетов «Туран» и УМБ. На стадии завершения переговоры по подключению вузов и НИИ страны к европейской сети по проекту CAREN, что предполагает доступ к гигабитному каналу и огромным научно-образовательным ресурсам Европы.

    В настоящее время в республике создается межвузовская электронная библиотека. В электронных библиотеках вузов страны накоплено порядка 90 тыс. электронных учебников, около миллиона статей, пособий, книг на носителях. Электронный каталог вузовских библиотек достиг 3,3 млн. наименований и продолжает расти. Ассоциация вузов Казахстана и Ассоциация «КазРЕНА» при поддержке МОН РК ведут работы по объединению вузовских электронных ресурсов и созданию республиканского портала «Бiлiмгер».

    Делегация Ассоциации вузов РК ознакомилась с работой ряда мировых электронных библиотек. В Голландии (Амстердам) она посетила головной офис компании Elsevier — мирового лидера среди электронных библиотек. Достигнуто соглашение по льготному корпоративному подключению более 20 вузов страны к ее виртуальным ресурсам. В настоящее время они состоят из более трех миллионов статей и книг с самым высоким мировым рейтингом. Преимущество электронных библиотек в том, что они отбирают самые лучшие труды ученых мира и делают доступными их работы вне зависимости от места. Одновременно с этим идет постоянное всемирное электронное голосование по уровню этих работ.

    В мировом рейтинге научных изданий, по имеющейся в Elsevier базе данных, представлены более тысячи работ казахстанских ученых. В их числе 683 публикации ученых КазНУ им. Аль-Фараби, 116 — КарГУ им. Е. Букетова, 36 — ЕНУ им. Л. Гумилева, 34 — КазНТУ им. К. Сатпаева, 26 — КБТУ, 14 — КазНПУ им. Абая, пять — университета им. С. Демиреля.

    Основные исследования казахстанских ученых, привлекшие внимание мировой научной общественности, — ядерная и радиационная физика, химия ВМС и полимеров, электрохимия, новые лекарственные материалы, спектроскопия, металлургия, оптические материалы, математика, кремниевые технологии.

    Среди ученых, на работы которых имеется больше всего ссылок, — академики А. Ашимов, М. Отелбаев, Н. Темиргалиев, Ш. Смагулов, Е. Шайхутдинов, С. Адекенов, А. Газалиев, С. Фазылов, А. Жумадильдаев и другие. Так, в рейтинге по экономике среди 786 публикаций, включенных ACTA Press в мировой список, работы академика А. Ашимова по параметрическому регулированию заняли 5, 7, 9 и 39 места. Его научные исследования поддержали ученые из США, Австрии, Великобритании, КНР, Японии, России, Польши.

    В числе высоко оценивших труды наших ученых Институт анализа систем информатики (КНР), СибВАМИ (Россия), Университет Кэмбридж, Рейн-Вестфальская высшая техническая школа (ФРГ), Калифорнийский университет (США), Лильский технологический университет (Франция), Политехнический институт Лораны (Франция), Физический институт им. Лебедева (Россия), Физический институт Тарту (Эстония), МГУ им. Ломоносова, Массачусетский технологический институт (США), Стокгольмский университет (Швеция), Северо-Западный университет (США), Университет Сан-Пауло (Бразилия), Математический институт им. Соболева (Россия), Институт ядерной физики в Дубне и другие. Очевидно, что имеющиеся в республике электронные ресурсы расширяют возможности отечественных исследователей выходить в мировое научное пространство, участвовать в решении общих проблем цивилизации.

    Создание виртуальных университетов и его составляющих, включая электронные библиотеки, в мировой экономике набирает обороты. В целом ряде стран поддержка аналогичных проектов возведена в ранг государственной политики. Вузы и НИИ в этих целях обеспечены прямым финансированием из бюджета.

    В России за счет средств госбюджета к интернету подключены более тысячи научных и образовательный учреждений. Они имеют полнотекстовый доступ к нескольким тысячам журналов ведущих мировых научных издательств. В Хорватии ежегодно выделяется порядка 120 млн. евро на непосредственное финансирование услуг вузовского интернета.

    В казахстанских университетах в соответствии с требованиями времени при активной поддержке МОН РК ведется интенсивная работа по реализации разных аспектов виртуальных, электронных университетов, интеграции в мировое образовательное пространство. Вместе с тем в ходе проводимой работы выявляется целый ряд вопросов, требующих быстрого решения.

    В их числе обеспечение льготного трафика для вузов со стороны «Казахтелекома», ускоренное наполнение библиотек электронными учебниками на казахском языке, проведение единой технической политики, защита авторских прав и т.п.  Назрел вопрос о введении в квалификационные требования по лицензированию нормативов получения интернета по минимальному пределу. К сожалению, ряд вузов не обеспечивают ни студентов, ни преподавателей элементарным минимумом доступа в интернет, не имеют собственных сайтов, внутренней сети и других необходимых ресурсов.

    Развитие электронного, виртуального университета в Казахстане способно решить и другую серьезную задачу. В стране проживает порядка 400 тыс. инвалидов. Многие из них ограничены в выполнении определенных физических работ. Среди них есть огромное число талантливых, креативно мыслящих людей, решающих сложные задачи. По целому ряду показателей они превосходят других. Некоторые стали крупными учеными, занимают высокие должности. Однако подавляющее большинство не имеет возможности реализации своего неиспользуемого интеллектуального потенциала. Проблема их невостребованности в казахстанском обществе общими усилиями Правительства, общественных организаций, всеми заинтересованными структурами должна быть решена.

    В настоящее время вынужденную ограниченность этой большой группы населения преодолевают информационные технологии. Как известно, многие страны обладают значительным опытом вовлечения в активную трудовую деятельность миллионов людей, используя подобные процессы.

    Ассоциация вузов и Ассоциация «КазРЕНА» при поддержке руководства Министерства труда и социальной защиты населения Г. Абдыкаликовой активно приступили к разработке соответствующей концепции подготовки специалистов с высшим образованием по дистанционной технологии. В разработке принимают участие член правления Республиканского общества инвалидов к. м. н. Тасбулатов Б. (Алматы) и молодой ученый Демьянов В. (Петропавловск). В ближайшее время этот документ будет представлен на рассмотрение в МТиСЗН. Предполагается, что в текущем учебном году будет запущен пилотный проект, а в следующем учебном году при поддержке МОН РК и ряда международных организаций начнется его внедрение в вузах республики. Многие вопросы практически уже решены. Так, система дистанционного обучения в вузах страны имеется, кредитная технология придает мобильность этому процессу. Действующие региональные центры реабилитации инвалидов могли бы взять на себя вначале функции центров дистанционного обучения инвалидов.

    В решении всех этих вопросов, на наш взгляд, положительную роль сыграет создание открытой кафедры, а в последующем открытого университета. Цель — пользуясь возможностями информационных технологий, кредитной системы обучения — вовлечь в общереспубликанскую педагогическую деятельность ученых любого вуза, а студентам также любого вуза выбрать курс лекций любого преподавателя. В решении этой задачи Ассоциация вузов получает помощь со стороны Ассоциации выпускников британских вузов. Молодые специалисты, получившие хорошее образование, а некоторые из них уже имеющие стаж работы в Великобритании, стремятся передать свои знания отечественной студенческой молодежи.

    Информационные технологии создают широкие возможности по повышению качества знаний, подготовке современных специалистов. Очевидно, что без их интенсивного внедрения в процесс обучения достичь высоких результатов невозможно. Образовательная политика каждого учебного заведения должна быть адекватной высоким целям страны. Системе образования необходимо выполнить свою историческую миссию — быть не только в авангарде, но и стать активным участником новой экономики.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии