Андрей Горяйнов, SAP: мы сделали «уборку» в нашей ERP-системе
Интервью с Андреем Горяйновым, директором департамента платформенных решений SAP СНГ, о возможностях новой платформы SAP S/4HANA, вобравшей в себя все тренды индустриальной революции 4.0.
Рынок ERP-систем не стоит на месте: дигитализация накладывает свои требования на подобные решения, а их разработчикам предлагает новые вызовы. В прошлом году компания SAP представила свою новинку, платформу SAP S/4HANA, уникальный продукт для бизнеса, способный в режиме реального времени предоставлять полнейшую информацию обо всех бизнес-процессах в организации. О преимуществах новой платформы в интервью Profit.kz рассказал Андрей Горяйнов, директор департамента платформенных решений SAP СНГ.
— Андрей, в прошлом году SAP представила свою новинку, платформу SAP S/4HANA. Расскажите подробнее об этой платформе — каковы ее особенности, преимущества?
— Наше новое решение соединило в себе все тренды индустриальной революции 4.0. Мы объединили в SAP S/4HANA, во-первых, гиперподключенность, — соответственно, новая система имеет доступ к разнообразным датчикам концепции Интернета вещей. Во-вторых, S/4HANA позволяет использовать все преимущества больших данных: система работает с технологиями InMemory и Big Data в режиме реального времени, что подразумевает реализацию концепции Real Time Enterprise, возможность использовать актуальную информацию для увеличения эффективности бизнес-процессов. Ну, и третье: в новом продукте собраны воедино все доступные технологии и разработки, которые помогли создать наиболее быструю и адаптивную систему для поддержки и развития предприятия. Это решение является технологически совершенно новым, мы разработали его с нуля, используя наше понимание того, как должны развиваться ERP-системы.
— SAP S/4HANA — новый стандарт ERP-системы. Вы намерены противопоставить ее сложным корпоративным системам, существовавшим до сих пор?
— Я лично часто сталкиваюсь с тем, что SAP S/4HANA сравнивают с нашими предыдущими решениями. Действительно, такие вопросы возникают у заказчиков компании. Если сравнивать S/4HANA и SAP ERP, то мы реализовали сразу три новых концепции.
Первое — технологические новации: мы полностью перевели решение на платформу InMemory, которая позволяет обрабатывать большие объемы данных в оперативной памяти и помогает значительно увеличить производительность транзакционных и аналитических процедур. Сейчас оперативная память дешевеет, благодаря чему все работает в режиме реального времени. Приведу пример. Представьте, что вы едете на автомобиле, и у вас лобовое стекло — это интерактивный дисплей, где отображаются отчеты, ситуация на дороге, погода и другие важные для вас показатели. А теперь представьте, что вам демонстрируются вчерашние данные. Или информация отображается, но с часовой задержкой? Я бы не рискнул управлять этим автомобилем, даже если бы данные показывались с задержкой в одну минуту. S/4HANA — это система, которая отображает все в режиме реального времени и не важно, какой размер у вашего предприятия — 20 человек или 20 тысяч. Система позволяет обрабатывать гигантский объем операций в секунду. Мы проводили тесты производительности в сравнении с нашей предыдущей системой и выяснили, что иногда мы с S/4HANA в сотни раз ускоряем транзакции.
Второе — это интерфейсные инновации. Важная деталь — весь интерфейс выглядит везде одинаково: и на десктопных решениях, и на мобильных устройствах. Он интуитивно понятный, и, что важно, позволяет компаниям быстрее обучать сотрудников работе с этой ERP-системой. Удобный интерфейс SAP S/4HANA, по нашим оценкам, на 20% сокращает время адаптации сотрудников к новому решению.
Следующее, что мы сделали — упростили структуру данных. Например, в финансах 16 структурных таблиц мы сократили до 4. Если раньше была одна главная книга и несколько подкниг (книга по бюджетному регистру, налоговому учету, главная книга по учету и МФСО), то сейчас мы сделали единую книгу, которая позволяет автоматически использовать различные принципы учета. Стоит также отметить более быструю корректировку документов. Для нас это глобальная структурная инновация.
В целом, в названии S/4HANA, «S» означает «простой» (Simple), то есть, мы упростили систему. Наверное, более чем на 50%. Ведь все эти годы наша ERP-система развивалась естественным путем. Сейчас мы сделали в ней «уборку».
— Ключевое преимущество SAP S/4HANA — возможность ведения real-time бизнеса. Можно ли сказать, что вопрос оперативности в принятии решений будет залогом «выживания» для компаний в современную цифровую эпоху?
— S/4HANA — это во многом наш ответ на Интернет вещей. Представьте себе предприятие, на котором установлено дорогостоящее промышленное оборудование. S/4HANA дает возможность объединить в сеть все датчики, которые на этом оборудовании установлены. И если система, например, понимает, что где-то появилась вибрация, выходящая за рамки допустимой нормы, или температура, или давление масла в разных точках не соответствует необходимым параметрам, то S/4HANA позволяет автоматически отправлять заявки на ремонтные работы и техническое обслуживание. И рабочие этого предприятия получают на свои мобильные устройства заказы-наряды с полным описанием проблемы и понимают, куда им идти.
По сути, мы стараемся свести к минимуму ошибки, обусловленные человеческим фактором. Если раньше поиск неисправностей осуществляли обходчики, которые, например, шли по линии электропередач и визуально диагностировали поломки, то сейчас появилась возможность поставить датчики и в режиме реального времени полностью анализировать ситуацию. И мы идем еще дальше: например, если у вас есть история по дебиторской задолженности за 5 лет, то, используя внутренние модели в S/4HANA, можно спрогнозировать, какая будет «дебиторка» в следующем месяце или квартале. Все это — новые возможности, которые открывает real-time.
Еще один пример. У вас есть предприятие, на котором изделия, например, автомобили, собираются роботами. И в процессе сборки задействованы различные компоненты, которые должны списываться в производство со склада. Раньше было так: расходы вручную заносились в систему, например, по прошествии дня. С S/4HANA установленные на линиях датчики в режиме реального времени понимают, что-то или иное оборудование уже установлено, и автоматически списывают эти компоненты.
— У ваших потенциальных заказчиков наверняка появятся вопросы по развертыванию этого решения или по миграции.
— Год назад, когда мы выводили решение на рынок СНГ, мы запустили большую программу по обучению партнеров и их сертификации, и казахстанские партнеры, а их около 15, были обучены одними из первых. И мы не сомневаемся в их компетенции и в том, что наша локальная экосистема в Казахстане готова к проектам по S/4HANA.
Вообще, клиентов SAP можно разделить на две группы. Первые — существующие — у которых уже есть SAP ERP. Вторые — те, у кого ее еще нет. Со второй группой работать гораздо проще, все новые проекты в СНГ, которые мы запускаем, стартуют только на S/4HANA. Мы осознанно предлагаем заказчикам решение, в которое мы будем инвестировать в последующие годы. И все инвестиции компании SAP и деятельность 15 тысяч наших разработчиков направлена на развитие продуктов на платформе S/4HANA.
Если мы говорим про первую группу заказчиков, ей мы предлагаем поступательный переход на новую систему. Для начала мы рекомендуем перевести все процессы на платформу HANA, а затем осуществить миграцию на S/4HANA. И здесь нужно также смотреть на то, сколько дополнительного функционала у заказчика разработано. Мы, конечно, рекомендуем использовать стандартный функционал. Мы ведем бизнес по всему миру и понимаем, как работают 25 различных отраслей, в которых используются наши решения. За 40 лет мы научились четко осознавать, что требуется заказчику. Но иногда появляется необходимость, например, в формировании локальной отчетности или реализации специализированных бизнес-процессов, которые дают конкурентное преимущество, но, например, отсутствуют в едином стандарте SAP. И все эти разработки нужно аккуратно переносить на новую платформу, тестировать и только потом пользоваться ими. Для нас этот процесс миграции понятен, также мы разрабатываем рекомендации для наших партнеров и заказчиков.
— Сколько времени займет миграция и внедрение?
— Внедрение S/4HANA по срокам ничем не отличается от обычного внедрения SAP ERP. В зависимости от величины бизнеса этот процесс занимает, в среднем, от 9 месяцев до 1,5 лет. И, конечно, многое зависит от объема деятельности, которую выполняет организация. Если мы говорим о холдинге, то в нем продолжительность внедрения будет, несомненно, дольше, чем в частной компании, в которой работают 500 сотрудников.
Если говорить о миграции на HANA с SAP ERP — это от 1 до 3 месяцев. Такие примеры мне известны как в России, так и в СНГ. И, наконец, миграция на S/4HANA с HANA-платформы, по нашим оценкам, происходит в срок от 3 месяцев.
— Есть ли уже в Казахстане примеры внедрений SAP S/4HANA? Как казахстанский бизнес отреагировал на новую платформу?
— Мы представили это решение на форуме SAP в Астане 9 июня этого года. И довольно много было вопросов из зала о том, чем оно отличается, как скоро будет доступно, также затрагивались темы, касающиеся локализации. Безусловно, на все эти вопросы мы дали профессиональный ответ. Сейчас мы ведем переговоры с 5 компаниями в Казахстане о старте проектов. И это новые заказчики, у которых уже внедрен какой-либо из продуктов SAP, например, «Электронная коммерция», «Управление продажами» и др. Эти компании хотят развивать свой бизнес, опираясь на возможности современных цифровых технологий, и в качестве следующего шага мы предлагаем им наше новое решение S/4HANA.
Отдельно хочу отметить, что очень важный момент для нас — локализация решений. И во всех странах нашего присутствия новый продукт мы первым делом локализуем под требования местного законодательства в области бухгалтерского учета, осуществляем языковую локализацию и т.д. Для нас это стандартная процедура. Мы всегда выводим на рынок решения, которые соответствуют локальным требованиям. И S/4HANA полностью локализована под рынок Казахстана.
Узнайте больше о цифровых технологиях для роста вашего бизнеса