Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Сергей Алабугин: Mail.kz – это мой «прыжок веры»

    Александр Галиев беседует с человеком, который особо не нуждается в представлении. Руководитель компании SoftDeCo, один из немногих «выживших» айтишников, начинавших бизнес еще в начале века, а теперь поставил все на новый проект – Mail.kz.

    16 января 2017 19:48, Computerworld.kz
    Рубрики: Интервью
    Александр Галиев беседует с человеком, который особо не нуждается в представлении. Руководитель компании SoftDeCo, один из немногих «выживших» айтишников, начинавших бизнес еще в начале века, а теперь поставил все на новый проект – Mail.kz.

    Компания SoftDeCo известна, прежде всего, как разработчик. Случаи, когда ИТ-компания или web-разработчик резко меняют вектор развития – большая редкость. Чем вы руководствовались, когда принимали решение сделать акцент на Mail.kz?
    Эту идею я вынашивал как минимум 3 года. Без всякой пафосности, скажу, что думал я, в том числе, и в таком направлении: у нас в Казахстане нет проектов, которыми можно гордиться. Однажды на одной из международных ИТ-конференций мне этот вопрос задали и российские разработчики. И я не нашелся чем им ответить, ну, крутился на языке наш egov.kz. И все. 

    Mail.kz? Если честно, то я загорелся идеей. Сделали концепцию, провели массу встреч, наконец, встретились с «Казахтелекомом», который владел Mail.kz – а другого домена мы даже и не рассматривали. И знаете что? Встреча прошла просто замечательно! Забегая вперед, отмечу, что «Казахтелеком» нам предоставил хорошую техническую поддержку – серверы, каналы связи, программные продукты и сервисы и т.д. Кроме того, «Казахтелеком» нам дал карт-бланш, не вмешиваясь в управление проектом. 

    Наконец, чтобы быть до конца справедливым, скажу, что проект вызывает интерес и у других отечественных ИТ-компаний.

    Сергей, на каких условиях «Казахтелеком» передал вам домен?
    Вообще, для этого проекта была создана компания – RS Solution, доходы в ней между участниками распределяются по принципу revenue sharing. Стороны в проекте имеют по 50%. Около года ушла на разработку. В команде 25 разработчиков. Часть из них удаленные сотрудники. И я бы еще добавил, что моя команда – это команда единомышленников, которые не просто кодят по заказу, а принимают самое непосредственное участие в проекте идеями, мыслями. Они будут в будущем иметь долю в проекте – у них есть опционы.

    Я правильно понял: вы являетесь архитектором Mail.kz?
    Да.

    Хорошо. Модель, которую взял за основу Mail.kz, на мой взгляд, где-то перекликается с Mail.ru – то есть, это некий горизонтальный портал. Кроме того, я вижу аналогии в дизайне.
    Они любят синий цвет, и мы любим его (смеется) – это «корпоративный» цвет нашей страны. 

    Действительно, на первый взгляд есть такое ощущение. Но это только на первый. Мы принципиально отличаемся от Mail.ru тем, что мы – сервисная платформа. Любой человек со своей идеей может прийти к нам, и мы поможем реализовать идею, выделим для этого необходимые ресурсы, он может запустить под брендом Mail.kz свой ресурс, монетизировать его. При этом, время монетизации у него в разы сократится за счет того, что он может использовать уже существующую базу посетителей портала, API-интерфейсы, которые мы разработали.

    Сергей, вы довольно быстро запустили проект, при этом, от старого интерфейса Mail.kz ничего не осталось…
    Это кажется, что быстро. На самом деле, мы делали его год на тестовых доменах, обкатывали продукт, а позже, модель, которая нам показалась наиболее удачной, предложили «Казахтелекому». Оператор полностью поддержал наш концепт, поэтому старт был быстрый – система была уже была отлажена и протестирована в близких к боевым условиях. 

    Первое что мы сделали – миграцию пользователей «старого» домена, а также открыли регистрацию, в том числе и с наших тестовых доменов.  

    Чем вы сейчас можете похвастаться с точки зрения количества пользователей? Сколько у вас пользователей почтового сервиса, какова посещаемость портала?
    Около 1,1 млн. зарегистрированных пользователей. В сутки около полумиллиона просмотров, около 60 тыс. уникальных пользователей. Динамика пока плоская, конечно, применимо к масштабу проекта – в среднем мы получаем около 500 новых пользователей в день.

    Когда вы ожидаете «взрыв»? Когда прирост новых пользователей для Mail.kz будет исчисляться тысячами?
    Мы не ожидаем «взрыва», мы ожидаем плавный рост. В Казахстане вообще довольно небольшая аудитория интернетчиков – это около 3 млн. Впрочем, сейчас тенденция такова, что на сайте регистрируются не только казахстанцы, но и россияне, жители других стран постсоветского пространства и даже Европы. Таким образом, возможно, это будет больше, чем 3 млн. 

    К сожалению, те, кто не являются гражданами Казахстана, не смогут пользоваться всеми сервисами Mail.kz – для использования портала в полную силу нужен ИИН.

    А зачем нужен ИИН? Вы собираетесь запустить финансовые услуги?
    Да, именно. В ближайшее время на портале появятся финансовые сервисы от Qazkom, кроме того, один из проектов – это агрегатор электронной коммерции. Мы предоставим коммерсантам движок, платежные инструменты бесплатно. Без каких-либо ограничений. Мы предоставим им и другие смежные сервисы – облачная бухгалтерия, удаленное хранилище, SIP-телефонию, мессенджер, управления складами и т.д. Кроме того, будет предложен процессинг – сейчас мы ведем переговоры с тремя банками. Причем, сейчас речь идет уже о кобрендинговых платежных картах, которые можно будет заказать прямо на портале Mail.kz. Так вот, возвращаясь к ИИН – эти сервисы будут невозможны без него. Более того, номер в SIP-телефонии в нашей модели – это тоже ИИН гражданина.  

    Какие именно финансовые сервисы будут доступны на портале?
    Пока это традиционные услуги – peer2peer-платежи с карты на карту, пополнение баланса телефона, коммунальные платежи и т.д.

    И агрегатор финансовых услуг, и площадка для электронной коммерции. Это грандиозная задача. Сергей, осилите?
    Мы верим в свои силы. И что еще хотелось бы сказать, точнее, разрушить стереотипы. Мы не почтовый сервис – это всего лишь пятая часть проекта, которая нужна для удобства пользователей. Помимо этого, регистрация в почтовом сервисе имеет сквозной характер и дает доступ ко всем другим – от социальной сети до финансовых услуг. Мы планируем запустить 25 сервисов, и будем запускать каждый месяц по одному.

    До того, как я включил диктофон, вы говорили о том, что абсолютно уверены в проекте. И более того, настолько уверены, что готовы были продать свое личное имущество для его реализации…
    Да, это мой «прыжок веры». И повлиял на это еще и кризис. Именно этот текущий кризис заставил нас серьезно задуматься о том, что нужно переходить к сервисной модели. И проект Mail.kz как нельзя кстати соответствовал ей. Фактически мы созрели к реализации сервисного продукта через 15 лет существования (именно столько существует компания SoftDeCo – прим. редакции). И полагаю, что вовремя – интерес к проекту очень большой. В том числе и со стороны госорганов – почтовые данные должны храниться на территории Казахстана. Мы полностью удовлетворяем этим требованиям.

    И возвращаясь к «прыжку веры» – это не пафос – я поставил на Mail.kz все.

    Сколько вы уже инвестировали средств в Mail.kz?
    Более 46 млн. тенге. 

    Сергей, часть ваших планов вы уже озвучили. А что еще будет?
    Во-первых, у нас появится сервис потокового вещания – маленький аналог Youtube. Мы уже разработали движок, который будет позволять проводить стрим-трансляции как для частных пользователей, так и для небольших телекомпаний, которые изъявят желание вещать свой эфир в Интернет. Сейчас мы урегулируем некоторые юридические вопросы, чтобы избежать возникновения исков к нам, например, если пользователь выложит видео, которое является объектом авторского права.

    Уже запущена социальная сеть, и она вполне соответствует мировым аналогам.

    Скоро мы запустим интересный проект «Наш Казахстан» – онлайн-карту Казахстана, где выбрав любою точку на карту и кликнув на нее, можно увидеть фото- и видеоматериалы, сделанные в этой точке. Ну, допустим, вы выбрались на Кок-Жайляу, сделали фото, прикрепили геометку и выложили в проект. Вот из таких кирпичиков и будет состоять «Наш Казахстан». Кстати, это еще и способ заработка для фотографов, которые смогут продавать изображения. Мы, кстати, будем выставлять их только в режиме предпросмотра.

    И еще вскоре будет доступно облачное хранилище. Каждый зарегистрированный пользователь получит 10 Гб дискового пространства. Еще никто в Казахстане не предлагал такие услуги.

    Для ряда проектов будут разработаны мобильные приложения?
    Да, мы охватим почти все сервисы. Первоначально думали объединить все сервисы в одно единое приложение, но позже пришли к выводу, что оно будет чересчур громоздким. В итоге у нас появится 25 мобильных приложений. Причем, если у пользователя появится желание, он сможет объединить часто используемые приложения в одно.
     
    Судя по масштабам, инвестиции в Mail.kz предстоят еще не малые. Сколько еще придется вложить?
    Меня пугает этот вопрос. Думаю, что основной функционал в том виде, в котором он существует в концепции потребует еще около 50 миллионов тенге.

    Сергей, но ведь когда-нибудь встанет вопрос о монетизации. Что вы об этом думаете?
    Вопрос монетизации, конечно, стоит жестко, но с другой стороны, пока мы полноценно не запустим сервисы, о которых я говорил ранее, о ней говорит рано. Сейчас, откровенно говоря, мы еще не заработали на Mail.kz ни одного тенге. 

    Понятно, что монетизация – это очень большой пласт, и он будет формироваться в меньшей степени на рекламе, а в большей – на наших сервисах. Например, если нужно больше, чем 10 Гб облачного хранилища – нужно будет заплатить - этакая модель фримиум. Тоже касается и SIP-телефонии. Внутри портала – бесплатно, а для того, чтобы получить внешний номер – небольшая символическая сумма. Есть потенциал для монетизации и по e-commerce. Но для того, чтобы взяться за серьезную работу в этом направлении, повторю, нужно чтобы все работало как часики.

    Вы хотите сделать идеальный продукт и лишь потом монетизировать его. Но есть и другое мнение – начинать монетизацию сразу, как проект запущен. И «допиливать» его уже параллельно.
    Мнение интересное, но оно не подходит для Казахстана. Я уже говорил, что у нас всего 3 млн. пользователей – и это потенциальная база Mail.kz, начав монетизацию прямо сейчас, мы можем потерять проект. 

    Вы не боитесь ошибиться? Ну не в вопросе, например, монетизации, а на более глубоком уровне – на уровне стратегического планирования, как архитектор Mail.kz?
    Нет, не боюсь. Это игра ва-банк.

    Сергей, сколько проект может стоить через несколько лет?
    Даже если мы реализуем половину из того, что задумали, Mail.kz будет стоить не менее 10 млн. долларов США.

    Спасибо. И удачи!
    И вам.