Как Мурат Уртембаев «взломал» АвтоВАЗ в 1983 году
Александр Галиев о первом хакере СССР – Мурате Уртембаеве – талантливом выпускнике МГУ.
Молодому специалисту из Казахской ССР пророчили блестящие перспективы в математике, но он не пошел в науку, а по распределению попал на АвтоВАЗ. Если конкретнее – то в систему управления автоматической подачи узлов на конвейер.
Здесь следует понимать, что АвтоВАЗ в то время был флагманом советской экономики. Именно на этом предприятии отрабатывались самые новейшие технологические, в том числе, роботизированные процессы. Система автоматической подачи узлов на конвейер и была одной из таковых.
Легенда гласит, что Мурат с помощью обычной дискеты внес собственные правки в программу, управляющую подачей деталей на конвейер. Если точнее, то речь идет о патче к программе-счетчику, который мерил циклы подачи узлов на конвейер. Итогом активации патча стал бы сбой ритма подачи деталей на конвейер, что привело бы к остановке процесса сборки автомобилей.
Чтобы обезопасить себе, программист позаботился об алиби – он назначил старт патча на день своего выхода из отпуска. Но что-то пошло не так – патч запустился раньше на несколько дней.
Как отмечают очевидцы, автоматика будто взбесилась. Детали продолжали исправно поступать на конвейер, правда, в произвольном порядке. Цикл производства сбился, никто ничего не понимал, вокруг творился настоящий хаос. На устранение ситуации потребовалось несколько дней. Патч в итоге нашли. Но убыток предприятию был нанесен серьезный – с конвейера не сошли сотни автомобилей.
Мурат сам признался в содеянном. Дело пошло в суд. Понятно, что на тот момент совершенное действие не подлежало юридической трактовке, соответственно, не предусматривало наказания. В итоге советская Фемида осудила первого хакера СССР за хулиганство (условно с подпиской о невыезде).
Кстати, его бывший коллега, Владимир Заволковский (в 1982 г. – начальник бюро отдела проектирования АСУ основного производства) говорит о нем так: «Мурат всегда хотел чего-то большого, был виртуозом математики, а у нас на заводе каждый день – проза жизни, и задача одна – конвейер должен идти, автомобили должны собираться».
Мурат Уртембаев позже вернулся в Казахстан. Есть информация о том, что он некоторое время занимался бизнесом, работал в «Казпочте».