Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Подросток из Караганды разработал компьютерные игры для незрячих

    Сейчас он ведет курсы по изучению ПК для тех, кто не может видеть

    19 июня 2015 09:08, Computerworld.kz
    Рубрики: Новости

    Сейчас он ведет курсы по изучению ПК для тех, кто не может видеть.

    «Любишь кататься – люби и саночки возить». Эта, казалось бы, банальная истина как нельзя кстати приходится к ситуации, в которой оказался АдильУралбеков. Многие радости, привычные для его сверстников, ему недоступны. Но от одной из них – компьютерных игр – он все-таки не смог отказаться. Правда, чтобы поиграть, ему сначала приходится создавать собственную игру.

    Увлечение Адиля компьютерами началось четыре года назад, когда ему было всего 12 лет. Именно тогда ему купили первую «умную» машину. По словам самого школьника, он осваивал ее сам, без помощи старших. Сначала с помощью аудиоуправления он освоил интерфейс основных программ и научился писать на компьютере тексты. Позже освоил интернет. И однажды, введя в поисковике слово «аудиоигры», обнаружил, что ничего подобного в «паутине» просто-напросто нет.

    - Я тогда очень удивился, – вспоминает мальчик. – Конечно, меня расстроило то, что я ничего не нашел. Обычные игры не подходят для незрячих, потому что они рассчитаны на визуальное восприятие, а мне нужны были те, что основаны на звуковом сопровождении.

    Подумав несколько дней, Адиль решил взять инициативу в свои руки и написать игру самому. Идею он взял несложную: игрокам нужно было всего лишь загнать виртуальную птичку в домик, пройдя лабиринт из труб. Названия у этой игры так и не появилось, зато свою аудиторию она все же нашла. Обрадовавшись, Адиль решил не останавливаться на достигнутом и создать еще несколько игр.

    Спустя некоторое время после выхода первой игры школьник стал активно общаться в одной из социальных сетей для людей с нарушениями зрения. Именно там он познакомился с парнем из Австралии, который тоже оказался незрячим. Поскольку Адиль изучает английский и уже овладел им на достаточном уровне, ему было легко рассказать новому другу о своих мыслях и планах. Австралиец поддержал инициативу школьника, и вместе они создали программу, которая озвучивала все действия, происходящие на мониторе. С помощью такой программы незрячие люди могут намного быстрее освоить компьютер, а работать с ним становится гораздо проще.

    Позже вместе с тем же другом и их новым общим знакомым Джереми из США, который тоже был зарегистрирован в специализированной социальной сети, они создали игру «Болото», также ориентированную на незрячих пользователей. Джереми очень кстати оказался владельцем игрового сервера, который согласился предоставить и для игры, созданной Адилем. Сейчас в «Болото» ежедневно играют около двух с половиной миллионов незрячих. Игра переведена на 43 языка, однако ни на русском, ни на казахском она пока не вышла. Над ее переводом лишь идет активная работа.

    Между тем в планах друзей официально зарегистрировать свое объединение как компанию, занимающуюся выпуском компьютерных игр для незрячих людей.

    Кроме написания программных кодов и создания специальных игр, Адиль помогает тем, кто оказался в одинаковой с ним ситуации, и иными способами. Не так давно он решил взять учеников, чтобы передать им свой опыт владения компьютером. В этом ему помогло общественное объединение «Ак бота».

    - В Казахстане нет компьютерных курсов для незрячих людей, – рассказывает Адиль. – Да и сложно нас обучить. Однако мы хотим идти в ногу со временем. Тем более в наше время жить без технологий нельзя. Даже по урокам: по биологии, географии – заставляют проекты делать. В школах сейчас урок информатики ввели с 1 класса. Поэтому я решил помочь детям, решил научить их работать на компьютере.

    Пока у парня всего два ученика. Одному из них восемь лет, а второму девять. Подопечные, по словам Адиля, прямо-таки горят желанием освоить компьютер и помогать своему наставнику в разработке новых игр и программ для таких же, как они.

    - Ребята быстро освоили основные клавиши, – делится молодой учитель. – Я был удивлен. Хочу научить их еще десятипальцевому методу печати. Может, в будущем они мне будут помогать, сами создавать программы научатся.