Эксперты обсудили вопрос взаимодействия бизнеса и СМИ
В Алматы состоялся круглый стол на тему «Информационное поле Казахстана: взаимодействие бизнеса и СМИ»
В Алматы состоялся круглый стол на тему «Информационное поле Казахстана: взаимодействие бизнеса и СМИ». Инициатором выступил Университет «Туран» в рамках научно-практической конференции «Информационное поле Казахстана: взаимодействие бизнеса и СМИ» при содействии АКИБ (Ассоциации Казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции, www.akib.org).
Целью проведения круглого стола стали вопросы освещения бизнеса в СМИ Казахстана. С какими проблемами сталкиваются компании при работе со СМИ: публикации материалов, платного и бесплатного PR, каким должен быть контент от бизнеса, с чем сталкиваются стороны при работе друг с другом. Выработки рекомендаций по вопросу взаимодействия: как сделать сотрудничество эффективным и интересным обеим сторонам.
Специальным гостем стал Господин Ламберти К.П. (международный университет Каталонии (Барселона, Испания). Директор центра культуры при посольстве Испании в РК, журналист, общественный деятель), он отметил, что в вопросах взаимодействия важны все процессы, начиная с подготовки журналистов в ВУЗах. От лидеров отрасли, которые смогут качественно предоставлять информацию СМИ, от СМИ и профессионализма тех журналистов, которые там работают. От взаимного уважения друг другу и стремлению поддержать отечественные бизнесы. Ведь от такого как качественно и полно предоставлена информация о бизнесе в Казахстане, зависит и то, как это будут воспринимать игроки в других странах.
Владимир Меркушев (руководитель веб-направления Kolesa.kz и Krisha.kz): «В Казахстане остро ощущается отсутствие интереса со стороны СМИ к темам IT и интернета. О казахстанских проектах в этом секторе не пишут или пишут очень мало. Круглый стол показал, что журналисты считают эти темы не интересными широкой аудитории. Я уверен это не так. Кто первый из СМИ это поймет, тот займет очень перспективную нишу. Аудитория проектов Колеса и Крыша приближается к 4 млн. человек в месяц. Это 4 млн. потенциальных читателей. А мы всегда открыты для общения с профессиональными журналистами».
Данияр Сабитов (журналист, журнал «Центр Азии»): «СМИ и бизнес не должны выяснять, кто кому должен. Речь идет о сотрудничестве, причем на кону благополучие не только сторон, но и государства. Поскольку если СМИ правильно транслируют самые разные мнения бизнес-кругов то это создаст не только альтернативу мнений и стратегий развития. Более того, в едином теперь с Россией экономическом и информационном поле позволит отстаивать интересы казахстанских предпринимателей. Мы должны уметь противопоставить что-то российской повестке дня, а это требует целого пула качественных экспертов от бизнеса и систему эффективной журналистики».
Константин Нагаев (коммерческий директор Kaznet Media): «Взаимодействие со СМИ, зачастую упирается, с одной стороны, в их желание заработать денег на упоминании бренда, а с другой в непрофессионализме и нежелании изучать предмет о котором идет речь. Отсюда ошибки, поверхностность и предвзятое отношение. Как оказалось, для написания хорошего текста нам нужен один технический специалист и словарь. Конечно, утрирую, но за месяц можно вырастить специалиста по написанию статей внутри своей компании. И пока журналисты не будут заинтересованы в высоком (и соответствующем действительности) уровне публикаций, бизнес будет обходится своими силами. Любой настоящий бизнесмен готов идти на встречу журналисту по предоставлению нужных ему данных. Но только при условии, что это тоже настоящий журналист».
Кристина Зайцева (руководитель информационно-развлекательного портала Headline.kz): «Для меня стало откровением мнение некоторых участников со стороны Бизнеса, что СМИ должны запрашивать у предпринимателей информацию. Когда случаются реальные информационные поводы – медиа и так выдают информацию на перебой. В то время как для узконаправленных и специализированных тем, на мой взгляд, должны создаваться, продвигаться и раскручиваться соответствующие площадки. А вот с ними-то в Казнете на сегодняшний день все плохо. Почему бы не посмотреть на тот же факт с другой стороны: ведь это и есть та свободная ниша, о которой стоит задуматься инвесторам. А еще лично мне понравилась идея Владимира Меркушева о создании тематического раздела про IT сферу, буду прорабатывать данный вопрос для ресурса, которым руковожу».
Максим Барышев (главный редактор портала Учет.kz., бизнесмен, ресторатор): «Я сижу на стороне бизнеса, но хочу выступить с поддержкой СМИ - понятно, что голая статистика и PR статьи мало интересны читателям, чтобы пресса опубликовала материал о бизнесе, необходимо, чтобы бизнесмены проводили значимые события, крупные евенты республиканского масштаба, такие как выставки, конференции , курултаи. Например, мы проводим Казахстанскую конференцию бухгалтеров «Учет2014», которая проводится третий год подряд. В этом году она пройдет сразу в двух городах: Астана 14 февраля в Конгресс Холле и в Алматы 12 февраля во Дворце Республики. Такое событие всегда интересно СМИ, думаю, они его не пропустят. Хотя если честно до этого все конференции, поддержку СМИ, я про бесплатный формат, получить было очень сложно, не смотря даже на то, что и их бухгалтеры принимают участие и в этой конференции и в конкурсе. Надеемся, что в этом году будет иначе, и СМИ помогут осветить важные темы, которые будут подняты на конференции, и все будут знать какие изменения внесены в законодательство в этом году, и с чем столкнется каждый житель нашей страны».
Анна Осипова (директор KaznetEvents, конференции iMix, iProf и InvestorDay): «На самом деле этот круглый стол, как и те, что постоянные проходят на эту тему, поднял одни и те же вопросы, что и 2 и 3 года назад. Однако вновь сев за стол диалога и те и другие хотят договориться, и сдвинуться «с мертвой точки». Бизнес готов давать цифры, делится информацией. Более того, я сама сталкиваюсь постоянно с трудностями по привлечению журналистов на мероприятия, не смотря на то, что мы делаем самые большие интернет-конференции для отрасли. iMix, iProf, InvestorDay, привозя действительно именитых спикеров, которые бесплатно делятся опытом. Как могут быть не интересны темы законодательства в области электронных СМИ, или вопросы взаимодействия между государством, СМИ и бизнесом, рекламный рынок страны (тем более монетизация этих же СМИ идет через рекламу), проблемы взаимодействия между площадками, изданиями, ТВ и рекламодателями, или же инвестиции в стартапы, которые появляются в нашей стране и хотят быть конкурентоспособными не только в Казахстане? Но не могу не отметить и то, что число тех, кто поддерживает события становится больше. Надеюсь, динамика сохранится, и придут и традиционные медиа, ведь век перехода в электронные версии настал и аудитория сети растет с каждым днем, становясь серьезным полем для работы.
Ерлан Аскарбеков (вице-президент клуба PR-шы): «Отменить госзаказ на платные новости, провести большую летнюю школу медиа менеджмента для главных редакторов, от 4-5 смешанных экспертов из ЕС и РФ. Провести большую летнюю школу PR ликбеза для среднего бизнеса от 3 местных экспертов. Создать смешанную тиражно-рейтинговую комиссию из представителей НПП, АРАК, PRшы и МКИ».
Сергей Сек (директор Lincoln Brown): «Взаимодействие со СМИ - взаимовыгодные отношения. Компании получают паблисити, а СМИ - качественный контент. Если сотрудничество по доброй воле и нужно обеим сторонам - результат будет хороший. Соответственно на нелояльное отношение нужно реагировать рыночным методом: если СМИ не упоминает название компании, не согласовывает материал или делает работу слабого качества - можно не давать контент. Также и наоборот - просто не нужно писать о компаниях, которые не взаимодействуют. Нужны новые бизнес-модели для СМИ. Пока медиа не знают как себя монетизировать кроме как через оплаченные публикации - ничего не изменится. Те площадки, которые смогут дать интеллектуальный контент, смогут преуспеть в долгосрочной перспективе. Остальные просто вымрут за ненадобностью - их так или иначе подвинут социальные сети и блоги. Нужны правила игры и игроки. По-моему достаточно будет просто 10-20 интересных ньюсмейкеров и вменяемых журналистов чтобы начать менять ситуацию».
Мольдер Айдаш (PR менеджер проекта Lamoda.kz): «Lamoda.kz является крупнейшим казахстанским интернет-магазином, лидером в электронной коммерции и в сегменте fashion-ритейл. Я думаю, что в том числе и поэтому к нам так часто обращаются СМИ за комментариями. В нашей компании всегда достаточно инфоповодов, которыми мы с радостью делимся. Меня не перестает удивлять, когда после рассылки пресс-релиза со мной связывается менеджер по рекламе данного СМИ и предлагает размещение за определенную плату. Сегодня много раз прозвучало, что не бывает платного PR. Компания Lamoda на 100% придерживается данного утверждения. Наш бюджет на размещение PR-материалов в СМИ составляет 0 тенге. Мы не готовы платить за PR-публикации, но мы всегда готовы создавать новые инфоповоды, отвечать оперативно на запросы журналистов».
Константин Горожанкин (Президент Ассоциации Казахстанского Интернет-Бизнеса и Мобильной Коммерции, АКИБ): «Получился очень интересный обмен мнениями, иногда даже жаркий. Мир СМИ однозначно изменился за последний 5 лет. В нашу жизнь пришли социальные сети и некоторые бизнесмены имеют подписчиков в разы больше чем иные наши газеты. С другой стороны без выхода на офлайн-аудиторию нашим интернет-проектам не стать конкурентоспособными в рамках всей страны. Надо искать компромиссы, дружить, становится более интересными друг для друга».
Надеемся, что каждая из стороны сделали свои выводы по круглому столу и взаимодействием станет более эффективным и конечно же более качественным.