Бауыржан Булатханов («Кселл»): Мы накапливаем компетенции в Big Data. Без них будущего у мобильного маркетинга нет
Computerworld.kz беседует с руководителем отдела мобильного маркетинга департамента В2В компании «Кселл». В фокусе интервью – мобильный маркетинг, Big Data и M2M.
22 декабря 2016 06:56,
Рубрики: Новости
Computerworld.kz беседует с руководителем отдела мобильного маркетинга департамента В2В компании «Кселл». В фокусе интервью – мобильный маркетинг, Big Data и M2M.
Расскажите, пожалуйста, какова палитра услуг B2B в части мобильного маркетинга. Что вы сейчас можете предложить своим клиентам?
Департамент B2B в «Кселл» был сформирован относительно недавно – около 3 лет назад. За это время мы выработали стратегию, видение в какую сторону мы должны двигаться, и какие направления должны развивать. В свою очередь, в департаменте был создан отдел, который занимается новыми технологиями, решениями, которые могли бы позволить нашим корпоративным клиентам получать выгоды от сотрудничества с «Кселл». Если говорить о направлениях, то мы выделили следующие: телекоммуникации, которые, прежде всего, подразумевают конвергентные коммуникации – симбиоз фиксированной и мобильной связи; отдельное направление у нас занимается фиксированным и мобильным Интернетом. Наконец, еще одно направление – это M2M – то есть, межмашинное взаимодействие. И направление, за которое отвечаю конкретно я – это мобильный маркетинг.
Это довольно новое направление, отрасль мобильного маркетинга сформировалась относительно недавно, практики только нарабатываются, так что мы фактически идем по непроторенному пути. Но перспективы очевидны. Все понимают, что абоненты мобильных операторов – это миллионы пользователей. Интерес к этой аудитории растет еще и потому, что мы находимся в ситуации, когда парадигма потребления информации кардинально трансформируется. Фактически она замкнулась на одном устройстве – смартфоне. И вся палитра медиа теперь доступна в этом устройстве – от изображений, видео и ТВ, до голоса, музыки и текстовых сообщений. Это - идеальный инструмент. По моему глубокому убеждению, мобильный маркетинг в таких условиях – это очень благодарное дело, это следующий этап взаимодействиям между компаниями и потребителями товаров и услуг.
И еще один аргумент в сторону мобильного маркетинга – уровень проникновения мобильной связи. Он составляет более 170%. То есть, на каждого взрослого гражданина Казахстана приходится до 2 SIM-карт. Это колоссальные возможности. И я очень рад, что корпоративные клиенты «Кселл» их видят.
Бауыржан, не могли бы вы рассказать о конкретных кейсах? Что вы можете предложить своим клиентам уже сейчас?
У «Кселл» есть долгосрочные и среднесрочные проекты в этой области. Все озвучить я не могу по вполне понятной причине, но пару из области краткосрочных – вполне. Первый проект – «Бизнес Пульс». Он позволяет всем нашим корпоративным клиентам, независимо от того, насколько велик бизнес этого клиента, получать обратную связь о качестве товара, услуги через SMS-сообщения. Отправка SMS для потребителя, разумеется, бесплатна. Казалось бы, услуга очень простая, но она оказалась очень востребованной.
Подобные CSS-сервисы (Customer Satisfaction Survey – исследование удовлетворенности клиента – прим. редакции) зародились в Европе в 2008 году, когда компании поняли простую вещь – именно удовлетворенный клиент делает бизнес успешным. То есть, тут есть прямая корреляция – удовлетворенный клиент – успешный бизнес. Дошел этот тренд и до Казахстана: сегодня многие организации успешно применяют его. И им нужен инструмент для работы в этой концепции. Работает все просто – понравился сервис отправляете SMS с цифрой 1, не понравилось – с цифрой 2. Есть вариации: можно написать сообщение, ввести новые компоненты, например, связаться с менеджером и т.д.
Сервис уже сейчас серийно работает в Казахстане. И отзывы отличные.
И еще один момент. Данный подход лечит болезни, которые были присущи ранним моделям CSS. Например, фрод, когда сотрудники сами заполняли бумажные анкеты. Второе – обработка данных. Те же бумажные носители требуют выделенного сотрудника, который бы считал, делал интерпретацию данных. В нашей модели все происходит автоматически – клиент получает готовый результат.
А какова стоимость такой услуги?
Пока у нас есть один пакет за 14 тысяч тенге в месяц. Это от 1000 до 2000 SMS. В январе мы предложим более адаптивные тарифные планы с пакетами для самого разного клиента – от 100 SMS и выше.
А что еще у вас есть?
Отдельное место занимает наш сервис рассылки массовых SMS. Он уже знаком пользователям банковских и таксомоторных услуг. Ряд оповещений в случае использования вышеуказанных услуг приходит по SMS. И хотя услуга существует уже много лет, но мы находим новые возможности для того, чтобы сделать бизнес наших клиентов еще более продуктивным и эффективным.
И, разумеется, на этом рынке довольно жесткая конкуренция…
Здесь конкуренция – это абонентская база. Поэтому, основная борьба на этом рынке не технологическая, а направлена в сторону роста абонентской базы.
Над какими новыми проектами вы сейчас работаете? Что вы сможете предложить своим клиентам завтра? Что взорвет рынок?
У нас есть много информации о рынке, о том насколько активно абоненты используют связь, сколько наговаривают минут, какой объем передают данных. Более того, мы можем видеть ситуацию в разрезе базовой станции – сколько абонентов именно сейчас подключено к ней. И этот набор данных дает совершенно колоссальные возможности. С помощью этих данных мы можем отслеживать потоки абонентов, так называемые, «тепловые» карты, а через них – эффективность коммуникаций, их стоимость. Вот пример – вы хотели бы купить билборд. И мы можем дать рекомендации о том, где это сделать лучше всего, показать место. И более того, дать расширенный анализ с точки зрения сезональности, по времени суток и т.д.
Такие кейсы применимы не только по отношению к билбордам. Такой же анализ будет интересен и для банка, который решил открыть новый филиал, и для магазина продуктов…
Бауыржан, здесь напрашивается вопрос о Big Data. Без развитых компетенций в этом вопросе эти данные раскрываются не полностью...
Вы смотрите в корень проблемы. У нас есть огромные объемы данных, и наша ключевая задача – научиться «вытаскивать» правильную информацию, приводить ее в читаемый вид. Разумеется, самостоятельно мы эту задачу не решим, поэтому сотрудничаем с лидерами рынка, которые специализируются на таких решениях. Сейчас мы накапливаем компетенции в этом вопросе, решая пока несложные задачи.
Ранее, например, я говорил про «тепловые» карты. Уже сейчас мы можем визуализировать этот вид данных в самых разных разрезах.
Насколько сильно вы продвинулись в вопросе Big Data в сравнение с вашими партнерами по рынку?
Трудно сказать, так как я не настолько хорошо владею ситуацией о том, что происходит в этой области у партнеров по рынку. Но могу сказать, что мы в «Кселл» ставим перед собой амбициозные и в тоже время реалистичные задачи в области Big Data.
Хорошо. Бауыржан, полагаю, настало время поговорить о межмашинных коммуникациях. Ранее вы обмолвились о том, что это отдельное направление в «Кселл». Не поделитесь информацией, на каком вы уровне в M2M сейчас?
В «Кселл» есть отдельная группа, которая занимается этими вопросами. Один из продуктов, который уже сейчас продается – это система мониторинга автотранспорта. Это классические и востребованные данные – позиционирование автотранспортного средства в конкретный момент времени, пробег, маршрут, расход топлива, простои. Но мы идем дальше и тестируем датчики, которые имеют и более специфичные задачи. Например, замеряют температуру в рефрижераторе, и в случае изменения температурного режима, сигнализируют об этом. В ряде случаев, если речь идет о продуктах питания, химических реагентах, это недопустимо. То же самое можно сказать о датчиках влажности, освещения. Подобные решения можно применять не только в логистике, но и сельском хозяйстве.
Как топ-менеджмент компании относится к направлениям, за которые вы отвечаете?
Несмотря на то, что я работаю относительно недавно, я могу вам сказать совершенно однозначно – значение и потенциал этих рынков руководство нашей компании понимает очень хорошо. И здесь я говорю не только на уровне команды, разработки продуктов, но и на уровне инвестиций. Ведь то, чем мы занимаемся, делает жизнь людей, бизнеса лучше и проще.
Спасибо. И удачи!
Благодарю вас.