Станислав Тян («Кселл»): Наши ОТТ-сервисы бьют рекорды
Редактор Computerworld.kz беседует с руководителем отдела по развитию массовых продуктов АО «Кселл» Станиславом Тян. В фокусе – OTT-сервисы «Кселл», текущее положение, перспективы развития и прогнозы.
20 декабря 2016 13:52,
Рубрики: Новости
Редактор Computerworld.kz беседует с руководителем отдела по развитию массовых продуктов АО «Кселл» Станиславом Тян. В фокусе – OTT-сервисы «Кселл», текущее положение, перспективы развития и прогнозы.
Станислав, прошло около 8 месяцев с того момента, как вы анонсировали ОТТ-сервисы, и судя по всему, динамика интересная, по крайней мере, глядя на ваш последний пресс-релиз…
Динамика, действительно, очень хорошая. Относительно недавно мы сделали ребрендинг – теперь наши ОТТ-сервисы называются mobi TV, mobi music и Bookmate. Первое на что следует обратить внимание – это количество пользователей – их более 134 тысяч. Радует нас и активность – то есть, мало того, что пользователи все чаще подключаются к нашим ОТТ-сервисам, но еще и существенно возросла активность абонентов в части их использования.
Что касается функционала, понятное дело, что 8 месяцев мы не сидели на месте: мы развивали сервисы, добавляли новые возможности, например, в Bookmate мы добавили казахстанскую полку для авторов и издателей, где они сами могут размещать и промоутировать книги. Что касается ТВ, то мы понимаем, что мало дать просто удобный сервис, нужно дать сервис с интересным контентом. Недавно, кстати, мы включили в пакет каналов mobi TV один их популярнейших каналов Setanta Казахстан, который транслирует матчи английской премьер-лиги. Понятно, что этот контент в первых рядах по популярности среди всех спортивных ТВ-трансляций.
Что касается mobi music, то здесь основной акцент также делается на контент. И что также важно – мы сотрудничаем с известными музыкальными редакторами, которые составляют плей-листы, подборки. Недавно к нам присоединился известный казахстанский ди-джей Рустам Оспанов. По откликам мы видим, что данная работа нравится нашим пользователям.
Какова иерархия ваших сервисов с точки зрения популярности? Что бы вы поставили на первое, второе и третье места?
На первом месте по количеству пользователей – это mobi music. На втором – Bookmate, на третьем - mobi TV.
Какова ваша стратегия? Будете ли вы еще что-то добавлять в вашу коллекцию ОТТ-медиасервисов, либо выберете стратегию доведения до совершенства то, что у вас уже имеется?
Хороший вопрос. На самом деле нам интересны оба пути. Во-первых, чтобы не стоять на месте и давать больше ценности нашим абонентам, мы определенно мы будем улучшать наши существующие сервисы, и, во-вторых, конечно, мы будем искать новые возможности в других областях.
О чем вы говорите? О каких областях?
Например, онлайн-игры. Это направление, которое имеет огромный потенциал, так почему бы нам не попробовать себя и здесь?
Станислав, давайте поговорим об этом чуть подробнее. Мне кажется, что это весьма интересный топик. Как вы это видите? Какова будет подписная модель?
Пока я не могу сказать о том, какой в итоге будет принят формат – мы сейчас только обсуждаем его. Но мы реализуем все нативные возможности «Кселл» как мобильного оператора – скорость передачи данных, зона покрытия, мобильность. И предваряя ваш вопрос, скажу, что мы не будем сами писать игры – это не наш бизнес.
Спасибо, я, действительно, хотел задать этот вопрос. В таком случае, поговорим о mobi TV. Намерены ли вы реализовать востребованную опцию Video on Demand?
Определенно, это та задача, которая имеется в шорт-листе нашей команды. Видео по запросу будет востребовано нашими абонентами. Я пока не могу сказать, будет ли эта возможность реализована в приложении mobi TV, либо в отдельном приложении, но она обязательно появится. И здесь мы говорим скорее о предпочтениях. С одной стороны эта опция может быть интересной в mobi TV, но, с другой стороны, Video on Demand – это классическая опция для онлайн-кинотеатра.
Но ведь Video on Demand может быть интересной опцией с точки зрения монетизации?
Вполне возможно. Здесь, на самом деле, подписные модели несколько другие – они отличаются от ТВ. И факторов, которые влияют на это много – от новизны репертуара и его ассортимента, до ценооборазования.
Станислав предлагаю несколько отвлеченный вопрос. Когда все это начиналась, как была воспринята идея ОТТ-сервисов высшим менеджментом «Кселл»? Приходилось ли вам сталкиваться с непониманием?
Начнем с того, что принятие решения происходит в компании в несколько этапов. Первый – нам нужно было подготовить руководство к этой идее. И, конечно, на этом этапе она воспринималась с осторожностью. Тем не менее, нам дали «зеленый свет», и когда мы начали показывать первые макеты, концепции, стратегии, интереса прибавилось. Более того, мы опирались на опыт наших сестринских компаний в Европе, где подобные сервисы развиваются довольно хорошо. И это тоже дало толчок в части их развития.
Если говорить о руководстве, то с самого начала мы чувствовали поддержку. И это объяснимо – все понимают, что мобильным операторам нужно искать дополнительные направления для диверсификации бизнеса в сторону высокомаржинальных сегментов. И медиа – это одно из таких направлений.
Предлагаю поговорить о ваших конкурентах. Где сейчас вы и где они в вопросе ОТТ-сервисов?
Кого вы называете конкурентами?
Допустим, «Beeline Казахстан»…
То есть, речь идет о мобильных операторах. Почему я спрашиваю? Потому, что основная конкуренция в этом вопросе происходит не со стороны мобильных операторов, а со стороны традиционных игроков – кабельных операторов.
Если говорить о конкуренции со стороны мобильных операторов, то, думаю, что с точки зрения разнообразия сервисов, их контента мы ушли далеко вперед – у нас 3 сервиса, как мы уже говорили ранее, - это ТВ, музыка и книги. Не могу сказать, что у каждого из наших партнеров по рынку есть такой набор. У «Tele2 Казахстан», например, есть музыкальный сервис, но он скорее олицетворяет третий сервис в сети оператора. Есть ТВ сервис у «Beeline Казахстан» – BeeTV. Но, несмотря на то, что сервисы реализованы на разных платформах, ТВ-контент у нас во многом пересекается, так как первичные его провайдеры одни и те же.
Теперь поговорим о финансовой стороне вопроса. Наверняка в тот момент, когда вы создавали эти сервисы вы меньше всего думали об альтруизме, а думали о том, что доходы от ваших ОТТ-сервисов станут заметными в «пироге» доходов «Кселл». Что сегодня представляют ваши сервисы с этой точки зрения? Сколько вы зарабатываете на них?
Когда мы запускали эти продукты, то ставили цель – к середине года выйти на определенные показатели по выручке. И мы ее выполнили даже раньше, чем планировались. Сейчас мы с уверенностью можем говорить, что наши ОТТ-сервисы приносят нам прибыль. И еще отмечу, что эти сервисы создавались, в том числе, и для того, чтобы обеспечить потребности наших абонентов, предложить какую-то дополнительную ценность для бренда. Здесь мы сродни стартапу, который создает продукт для того, чтобы покрыть потребность рынка, а после, к моменту возникновения базы пользователей, решается вопрос с его монетизацией.
Один из интересных моментов в жизни ваших ОТТ-сервисов – это расширение аудитории. Теперь они доступны не только для абонентов Activ, но и для аудитории пользователей «Кселл». Какой для вас здесь существует KPI?
Фактически здесь такая картина – мы добавили уже зарекомендовавшие себя сервисы к стандартным продуктам, мы обогатили стандартные пакеты, создав функциональные бандлы с их участием. Это большой шаг в сторону повышения лояльности наших абонентов.
Относительно недавно «Кселл» отчитался о росте абонентской базы после довольно длительного периода стабилизации. Повлияли ли ваши ОТТ-сервисы на эту динамику?
Я бы воздержался оценивать в цифрах вклад наших сервисов в этот процесс, но не исключаю, что наши ОТТ-сервисы, действительно, поучаствовали в этом процессе.
Наверняка вы проводили исследования среди абонентов ОТТ-сервисов. Какие интересные вещи вы почерпнули из них?
Действительно, не реже чем 1 раз в месяц мы проводим такие исследования. И изменения в функционале – это и есть результат таких исследований.
Например, недавно мы проводили исследование среди абонентов mobi TV, и выяснили, что они хотели бы сами создавать свой пакет ТВ, понимая, что платить за 100 каналов, притом, что реально просматриваются 3-4 – это не логично. И мы уже реализовали такой функционал, предложив конструктор, где абонент при подключении может сам выбрать предпочтительные каналы. Мы называем этот метод «пицца-модель», где берется некая основа, а ингредиенты пользователь выбирает сам. И еще важно то, что пользователь не переплачивает за такую кастомизацию.
Что касается mobi music, то мы изначально хотели сделать очень хороший локальный сервис, что подразумевает возможность прослушивать музыку местных исполнителей. И, кстати, это работает – наш топовый плей-лист – это казахстанские авторы и исполнители.
По Bookmate ситуация вообще уникальная. Наши партнеры из России говорят о том, что казахстанцы оказались самыми читающими. И это и для них, и для нас оказалось неожиданным. Вообще, Bookmate показывает очень впечатляющие результаты в коллекции наших ОТТ-сервисов.
Станислав, завершу вопросом о ваших KPI. Где вы видите ваши сервисы к концу следующего, 2017 года?
У нас, конечно, есть внутренние цели. Сверхцель – это изменить привычки в сторону легальных сервисов. И для этого нужно провести большую работу – где-то просветительскую, где-то обучающую. С точки зрения подписчиков у нас тоже есть цель – увеличить их количество до 300 тысяч.
Спасибо и удачи!
Благодарю вас.