Порталу электронного правительства Казахстана – 10 лет
12 апреля, исполнилось 10 лет со дня запуска портала электронного правительства Казахстана. О становлении eGov и планах по его развитию в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК (ortcom.kz) рассказали вице-министр по инвестициям и развитию Сакен Сарсенов и заместитель председателя правления по электронным услугам и сервисам АО «Национальные информационные технологии» Баглан Бекбауов.
Сарсенов в ходе своего выступления отметил, что за прошедшие 10 лет в Казахстане была сформирована нормативно-правовая база, архитектура и инфраструктура электронного правительства. Созданы все необходимые базовые компоненты, включая базы данных, государственные и межведомственные шлюзы.
«Доступность услуг в электронной форме стала возможной также благодаря предоставлению гражданам электронных цифровых подписей на бесплатной основе. На сегодня в Казахстане выдано более 10 млн. ЭЦП, из них порядка 4,5 млн. записано на удостоверения личности граждан», - добавил вице-министр МИР РК.
Пользователями портала eGov уже являются более 5 млн. человек или больше половины экономически активного населения Казахстана, которым доступно 240 электронных услуг и сервисов. За весь период через инфраструктуру электронного правительства оказано порядка 130 млн. услуг.
По словам зампреда АО «НИТ» Баглана Бекбауова, чаще всего через eGov получают адресные справки (около 64 млн.), справки о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (около 20 млн.) и справки о пенсионных отчислениях (более 12,5 млн. раз).
Одна из востребованных услуг портала – регистрация бизнеса онлайн. Через eGov с 2013 года уже открыто более 73 тыс. компаний.
Через платежный шлюз электронного правительства проведено около 3 млн. транзакций на сумму более 18 млрд. тенге, из них только за 2015 год совершено платежей на 10 млрд. тенге.
Новым важным этапом развития инфраструктуры оказания электронных услуг, с учетом активного проникновения мобильной связи и мобильных технологий среди населения является создание Мобильного правительства. Сейчас через мобильное приложение eGov для платформ iOS, Android и WindowsPhone можно получить 80 различных услуг и сервисов.
Дальнейшее повышение прозрачности, подотчетности и эффективности работы государственных органов ожидается с развитием «Открытого правительства» Казахстана, которое состоит из пяти компонентов: «Открытые данные», «Открытые НПА», «Открытые бюджеты», «Открытый диалог» и «Оценка эффективности деятельности государственных органов». На портале открытых данных сейчас размещено 338 наборов общедоступных данных госорганов в машиночитаемом виде, на их основе уже разработано 12 мобильных приложений. Также на данный момент утверждено уже 1470 наборов открытых данных, которые будут опубликованы на портале к сентябрю текущего года. А на портале открытых бюджетов первая информация будет доступна уже в мае – гражданам станут доступны отчеты о реализации бюджетных программ за 2015 год.