Электронная коммерция без кеша. Грозит ли отечественному e-commerce «запрет на наличные»?
Электронная коммерция в Казахстане пока остается одной из наиболее динамично развивающихся отраслей.
8 сентября 2015 16:50,
Рубрики: Казахстан
Новая реальность для казахстанского рынка информационных технологий и электронной коммерции, с которой участники рынка столкнулись в августе, и которую мы обсудили с экспертами, помимо очевидных рисков, несет в себе и скрытые.
Прямые риски для участников рынка ИКТ и электронной коммерции на поверхности. Среди них наиболее заметные – это снижение бюджетов компаний в части ИТ, а также покупательной способности граждан, которые уже привыкли пользоваться благами электронной коммерции. Самые осторожные оценки говорят о том, что по итогам года ИТ-рынок может «просесть» на 15%. Что касается рынка e-commerce Казахстана, то, по мнению экспертов, по итогам 2015 года он может остаться на нейтральных уровнях. Учитывая, что темпы его роста последние несколько лет составляли двузначные цифры – это тревожный знак.
Между тем, существует еще два существенных риска, которые могут материализоваться. Если не сейчас, то в обозримом будущем. Первый – это повышение налогов. Такое мнение высказал экономист Айдан Карибжанов. «Если прошел первый шок от девальвации, то, наверное, пора выслушать еще одну неприятную вещь. Если большая часть доходов бюджета формируется за счёт доходов от нефти, а нефть упала в цене, то надо сократить расходы. Об этом уже официально сказали. Но этого может оказаться недостаточно. Еще надо увеличивать доходы. Как? Налоги. Наступает эпоха повышения налогов», – написал он на своей странице в Facebook.
Как повышение налогов может отразиться на электронной коммерции в Казахстане? Не секрет, что этот рынок в ряде наиболее конкурентных подсекторах является низкомаржинальным. Низкие цены – это одно из важнейших преимуществ e-commerce, которое привлекает потребителей к этой модели покупок товаров и услуг. Повышение налогов в этом сегменте создаст некий негативный мультипликативный эффект. Конечно, своей привлекательности отрасль не лишится, но, несомненно, потеряет привычный шарм.
Второй риск – участникам рынка электронной коммерции могут вообще запретить принимать наличные. Например, в рамках мер, направленных на ужесточение мониторинга за движением наличных средств и в целях роста налогооблагаемой базы. В соседней России влиятельное лобби в лице Ассоциации «Национальный платежный совет» (в нее входят платежные системы Visa, MasterСard, PayPal, «Золотая корона», United Card Service, Cyberplat, банки, МТС и пр.) и Ассоциации российских банков, как утверждает газета «Известия», готовы направить подобное предложение в Центральный Банк России уже осенью этого года.
В предложении содержится норма, которая позволит запретить курьерам интернет-магазинов принимать наличные деньги, а все платежи должны будут проводиться посредством платежных карт через мобильные терминалы оплаты. Нововведение, по словам банкиров, увеличит объем безналичного оборота, а также приведет в банки новых корпоративных клиентов – компании интернет-торговли.
Статистическая база для такого предложения у инициаторов имеется веская. По данным «Ассоциации компаний интернет-торговли», в 2014 году объем российского рынка интернет-торговли составил 713 млрд руб. В 2013 году покупки в онлайн-магазинах оплатили картой 55,3% покупателей, в 2014 году этот показатель вырос до 61,7%. Таким образом, пока еще около 40% покупателей оплачивают покупки наличными. Процессу, видимо, хотят придать реактивное ускорение. Но грозит ли такая мера нашим участникам рынка?
Константин Горожанкин, президент АКИБ (Ассоциация интернет-бизнеса и мобильной коммерции) скептически оценивает перспективу для подобной инициативы: «Не думаю, что в России дойдет до этого, ведь многие участники рынка имеют только один канал – наличные. Даже в таком крупном российском интернет-магазине как «Ламода», по картам оплачивается что-то около 10% покупок. Примерно такая же ситуация у «Ламоды» и в Казахстане». Между тем, эксперт считает, что доля наличных денег в обороте интернет-магазинов в Казахстане еще выше, чем в России и составляет примерно 60%. «У интернет-магазинов, которые доставляют товары курьерами, наличные, вероятно, составляют подавляющую часть потоков. В сервисах, у тех же купонаторов, напротив, преобладают безналичные платежи», - говорит президент АКИБ. «Конечно, мы категорически против такого сценария, это просто погубит рынок, он еще слишком слаб», - говорит Константин. В качестве альтернативного решения, президент АКИБ видит вариант, в котором все интернет-магазины должны быть обязаны принимать оплату с помощью платежных карт, при сохранении «наличного» канала.
Мы опросили участников рынка электронной коммерции, и выяснили, что все (!) респонденты оценивают перспективы запрета наличного оборота для рынка e-commerce в Казахстане как очень низкие. Общее резюме таково: отечественная отрасль электронной коммерции, хотя и активно растет, еще слишком слабый игрок, таким образом, постепенная эволюция для него была бы лучшим благом.