Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Казахстанский интернет-бизнес голосует за Retail Hub, не готов принять «облако», не спешит хоронить офлайн

    В Almaty Tech Garden хотят развернуть логистику в пользу отечественного e-commerce и ритейла.

    27 июня 2015 11:19, Computerworld.kz
    Рубрики: Казахстан
    Александр Галиев, Computerworld Казахстан

    В рамках конференции IDC Cloud Leadership and Datacenter Transformation Roadshow 2015, которая состоялась 17 июня, эксперты обсудили перспективы внедрения инновационных технологий для развития ритейл-отрасли Казахстана, в том числе облачных. Забегая вперед, отмечу, дискуссия явно вышла за пределы заявленной темы. В итоге участники затронули все почти тренды современного ритейла и e-commerce.

    Санжар Кеттебеков, модератор дискуссии и генеральный директор АКФ Almaty Tech Garden, в качестве аргумента создания подобного ритейл-хаба, приводит, помимо сверхидеи становления Казахстана как евразийского транспортно-логистического и делового хаба, выдвинутой Президентом Казахстана, вполне практичные цели. Одна из которых – снижение логистических издержек. «Мы хотели бы получить качественный, скачкообразный рост в области e-commerce в Казахстане. Важно использовать этот потенциал не только в Казахстане, но и в ЕАЭС», - говорит Санжар.

    Участников панельной дискуссии, среди которых Computerworld Казахстан заметил Дмитрия Олексюк (ИТ директор Dostyk Plaza), Александра Волк (директор ДИТ Technodom Operator), Артема Сюткина (Lamoda.kz), Владимира Мастяева (Exsolcom) и Сергея Ажикеева («Азбука связи»), интересовал один из главных вопросов e-commerce в Казахстане: как сделать так, чтобы интернет-бизнес был самодостаточным и конкурентоспособным без каких либо преференций.

    Вопрос не праздный, так как важнейший лейтмотив подобных конференций, которые, несомненно, являются некими «глашатаями» мнения бизнеса – это снижение издержек. Требовать от государства дополнительных преференций в этом сегменте – уже моветон – ситуация с точки зрения налогообложения, регуляторного мониторинга настолько благоприятная, что этот вопрос даже и не поднимался. Но поднимался вопрос экспансии китайских суперритейлеров, который отмечается на всех фронтах, ну, разве, исключая fashion. 

    «Нам нужна дешевая логистика, нам нужны дешевые транзакции в онлайн», - говорит Артем Сюткин (Lamoda.kz). «Мы перепробовали, пожалуй, все из «облаков» в сфере CRM, но остановились на том, что нам нужно свое собственное решение. Как ни странно, собственное решение оказалось в итоге дешевле», - делиться «облачным» опытом Андрей. Александр Волк отмечает, что в «Технодоме» понимают, что доля интернет-продаж будет расти, а традиционный ритейл будет трансформироваться в шоу-рум.

    Одна из наиболее уязвимых сторон в эпоху онлайн-продаж – это классические шопинг-моллы. Дмитрий Олексюк (ИТ директор Dostyk Plaza) говорит о том, что некоторые арендаторы, например, Sulpak, уже на пути трансформации своих площадей в шоу-румы. В некоторых сегментах, например, в fashion ситуация еще стабильная. «Мы хотим работать на поле повышения лояльности клиентов, работаем над соответствующим мобильным приложением, которое бы объединяло всех клиентов Dostyk Plaza», - делится планами Дмитрий.

    Сергей Ажикеев из «Азбуки связи» говорит о том, что его компанию интересует амазон-подобные площадки. Но и списывать со счетов офлайн он бы не торопился: «Эффективность офлайн будет расти, за счет снижения издержек, площади. Наконец, часть из них конвертируются в площадки для выдачи товара, купленного в онлайн».

    Владимир Мастяев из Exsolcom говорит, что тщательно изучают поведенческие алгоритмы разных аудиторий: «Мы видим, где возникают проблемы с интерфейсом, мы видим, есть проблемы с платежными шинами и онлайн-кредитованием».

    Итак, обсуждение вышло далеко за орбиту заявленной «облачной» темы. Здесь есть две стороны медали. Первая – онлайн – и здесь мнение формируется практически на одном респонденте – Артеме Сюткине. Опыт этот прямо скажем негативный. Реверс – это офлайн, где облака пока никак не участвуют в бизнес-процессах. Соответственно, экспириенса никакого практически не накоплено.

    И, наконец, о ритейл-хабе. В ближайшее время мы поговорим с главой Almaty Tech Garden об инициативе в формате интервью, узнаем детали проекта и то, как его видит Санжар Кеттебеков.