Казахстанские компании смогут сэкономить миллиарды на удаленных сотрудниках
Удаленная работа становится мощным драйвером снижения издержек и позволит компаниям оставаться на плаву.
23 июня 2015 10:00,
Рубрики: Казахстан
<<Источник изображения: mhealth.ru
По прогнозам J’son & Partners Consulting, в ближайшие пять лет Россию ждет взрывной рост удаленной работы. Уже к 2020 году каждый пятый сотрудник будет работать удаленно, а совокупная экономия от этого перехода составит более 1 трлн. руб. (примерно 18 млрд. долларов США). Если сделать корреляцию с казахстанским рынком, который, как известно, примерно в 10 раз меньше российского, то мы получим много больше одного миллиарда долларов США. Эта цифра выглядит субъективно нереальной, поэтому мы чуть позже прибегнем к другой оценке.
Время для подобной трансформации выбрано очень верное – мир на пороге нового кризиса, компании готовятся к нелегким временам, в надежде подойти к этому неприятному событию подготовленными, т.е. оптимизированными. В исследовании, которое провели «Битрикс24» совместно с J’son & Partners, и цифры которого я буду цитировать, говорится, что каждый сотрудник, перешедший на удаленную работу и имеющий необходимое программное и аппаратное обеспечение, внесет свой вклад в экономику предприятия в размере 3150 долларов США в год за счет снижения расходов.
А теперь обещанная попытка получить более-менее адекватные цифры применительно к Казахстану. Начнем с того, что заявленная оценка количества удаленных работников на уровне 20%, к которой, якобы, придет Россия к 2020 году, встретила жесткое неприятие со стороны оппонентов. Например, в среднем в мире лишь 1-2% являются удаленными сотрудниками. Где-то температура по больнице много выше – 10-15%, как в США и прочих, так называемых, постиндустриальных экономиках. Скептики соглашаются, что процент удаленных сотрудников может вырасти к 2020 году до 5%, но не до 20%!
В Казахстане примерно 6 млн. работников. Если принять на основу пессимистичную границу – 1%, то мы получим примерно 60 тыс. сотрудников, которые либо уже являются удаленными, либо могут ими вскоре стать. Если взять за основу рассчитанный в исследовании вклад в экономику предприятия в размере 3150 долларов США в год за счет снижения расходов, то в итоге мы получим 189 млн. долларов.
Где компании будут экономить? Если вы думаете, что на заработной плате, то ошибаетесь. В упомянутом исследовании говорится, что в 68% опрошенных компаниях размер зарплаты не зависит от того, в офисе работает сотрудник или нет, а в 12% компаниях дистанционные работники получают даже больше офисных. И этому есть объяснение. Подавляющее большинство удаленных работников – это профессионалы – программисты, сотрудники служб поддержки клиентов, дизайнеры, аналитики и сотрудники финансового департамента, то есть, работники высокой квалификации. Кроме того, у работодателей в рукавах остается множество других козырей для оптимизации, опираясь на концепцию удаленной работы: от офисных помещений и расходов на программное обеспечение, до бесплатных обедов, транспорта, который развозит сотрудников по домам и прочим вкусным «плюшкам», которые тоже чего-то да стоят.
Мы обратились с просьбой прокомментировать тренд удаленной работы к представителям казахстанского бизнеса.
Анна Осипова (BeSmart) говорит о том, что на сегодня из 400 сотрудников, которые работают в регионе, примерно 15 человек – это удаленные работники (прим. редакции – это примерно 4%). «Среди удаленных работников есть программисты, дизайнеры. Есть и социальный аспект – у нас есть группа удаленных операторов с ограниченными возможностями, которым мы поручаем вести работу по взаимодействию с клиентами, по проведению разнообразных опросов», - говорит Анна. По ее словам, работать с удаленными работниками, действительно, обходится дешевле. В том числе и потому, что многие их них являются частными предпринимателями. «Мы экономим на удаленных сотрудниках до 40%, в сравнение с персоналом, который находится в офисе», - делится информацией Анна. «Я оптимист удаленной работы, думаю, что доля этой модели взаимодействия с сотрудниками в Казахстане будет расти – это удобно, экономически эффективно», - резюмирует она.
Почти противоположной точки зрения придерживается Александр Соколов, директор Flip.kz, отмечает, что у удаленных сотрудников мало мотивации: «Они не чувствуют духа команды, не чувствуют компанию». В настоящий момент в одной из ведущих казахстанский компаний электронной торговли в удаленном режиме работают лишь контент-менеджеры. «Пока мы смотрим на эту тенденцию скептически, - говорит Александр, - но наблюдаем за ней, если увидим интересные сдвиги, то реализуем этот потенциал. Например, удаленный call-центр».