Появится ли в Казнете государственный поисковик, или сколько зарабатывает Google в Казахстане?
Последние события, в частности, появление российской государственной поисковой машины «Спутник», выводит «тлевшие» долгие годы разговоры в айтишной среде о создании отечественного государственного поисковика на новый уровень
Последние события, в частности, появление российской государственной поисковой машины «Спутник», выводит «тлевшие» долгие годы разговоры в айтишной среде о создании отечественного государственного поисковика на новый уровень.
Так или иначе, многие моменты в вопросе создания локальных поисковых систем можно легко увязать с тенденциями сегрегации и межевания, описанными Computerworld Казахстан в статье «Куда приводит реальность», опубликованной по этой ссылке.
Ситуацию с иностранными поисковыми машинами, которые на 100% контролируют поисковый трафик Казахстана, необходимо рассматривать как минимум в двух плоскостях. Первая – национальная безопасность. Если отбросить довольно часто упоминаемую мной «Теорию заговоров», как имеющую слишком много вопросов в своей базе, для того, чтобы принять ее в качестве постулата, а посмотреть на засилье иностранных поисковых сервисов с точки зрения национальной безопасности, то налицо несколько нелицеприятных моментов. Но, пожалуй, наиболее сильный аспект разбора полетов в этом срезе – это контроль поисковых трафиков. Для государства, особенно в современных условиях, когда роль страновых регуляторов в Интернете возрастает, контроль и анализ поискового трафика – это очень важная часть регуляторной политики. И речь, прежде всего, идет о «темной» стороне поискового трафика, который является в ряде случаев закрытой информацией, но представляющей определенную ценность для ряда государственных структур.
Второй момент – это деньги. Дело в том, что контролируя поисковый трафик, поисковые машины зарабатывают миллиарды тенге, которые из Казахстана выводятся. Юридически здесь нет никаких препятствий, например, с тем же Google, так как между Казахстаном и США подписано соглашение об избежании двойного налогообложения. Но с другой стороны, деньги, которые могли бы стать веским инструментом для развития ИТ Казахстана, уплывают за «бугор». В целом, в мире уже сложилось довольно много прецедентов, для того, чтобы сделать их реалиями и для Казахстана. Так называемый «налог на Google», - это попытка если и не ограничить влияние поискового гиганта, то, по крайней мере, произвести перераспределение доходов в сторону локальных генераторов контента, прежде всего, с целью повышения его качества. Например, парламент Израиля рассматривает возможность ввода налога в размере 7% на доходы Google и других корпораций от поисковой рекламы. Вырученные средства планируется направить на поддержание онлайн-издателей и улучшение качества контента в Интернете.
Пытаются обойти законодатели и закон о двойном налогообложении. Например, в конце прошлого года парламент Италии принял закон в отношении интернет-рекламы: согласно новому законодательству итальянские предприниматели обязаны покупать рекламу только у местных площадок, избегая услуг агентств, базирующихся на территории Ирландии, Люксембурга и Бермудских островов. На тот момент Италия стала первой европейской страной, принявшей официальный закон, ограничивающий перемещение корпоративной налогооблагаемой прибыли на территории других государств. На практике это привело к тому, что доходы поисковых гигантов стали облагаться в стране их оказания.
Совершенно очевидно, что это уже тренд, который в ближайшее время может стать повсеместной практикой.
Дырка от бублика
В Казахстане у Google уверенное 1 место в поиске по состоянию на конец 2013 года (по данным LiveInternet) – более 49%. Кроме того, в тройке лидеров Yandex с 35% и Mail.ru с 14%.
Для того, чтобы рассчитать оценочный доход от поиска Google в Казахстане, прибегнем к сложным корреляционным оценкам через призму нашего северного соседа. По оценке LiveInternet на конец 2013 года доля поиска Yandex в России составляет почти 53% (правда, компания, утверждает, что доля компании составляет почти 62%), Google принадлежит почти 34%. Доход крупнейшего поисковика на российском рынке составляет почти 40 млрд. рублей (на момент написания статьи это почти 1,17 млрд. долларов США). Если использовать ряд допусков, то получается, что Google заработала в России почти 22 млрд. рублей (на момент написания статьи это 640 млн. долларов США). Применяя данную цифру в разрезе популяционного признака к Казахстану, мы получим весьма и весьма примерную цифру – 50 млн. долларов США. Таким образом, доход Google от поиска в Казахстане в 2013 году мог составить 9,1 млрд. тенге.
Разумеется, с точки зрения общего дохода интернет-гиганта, который, как оценивается, в 2013 году мог составить рекордные 60 млрд. долларов США (практически все эти деньги получены от продажи рекламы), 50 миллионов – это капля в море. Но в реалиях Казахстана – это немало. В стране от этого бублика остается лишь комиссия агентств, которые занимаются продвижением товаров и услуг в Казнете, иными словами – дырка.
Быть ли государственной поисковой системе Made in Kazakhstan?
Пожалуй, наиболее интересным отечественным проектом можно назвать KAZ.kz, который был официально запущен 16 декабря 2009 года. Как сообщают авторы проекта, информационно-поисковая система KAZ.kz осуществляет поиск веб-сайта по содержимому сайтов, размещенных в казахстанском сегменте сети Интернет и в доменной зоне .KZ. Чем не кандидат на роль государственного поисковика?
Тут необходимо сделать небольшое отступление, попытаться разобраться с феноменом «государственный поисковик». На самом деле, государственный поисковик немедленно оказывается в более выгодном положении, благодаря, например, естественной государственной протекции: тысячи школ, государственных и квазигосударственных организаций могли бы мгновенно прирастить аудиторию поисковой машины. С другой стороны, государственный поисковый сервис должен быть свободен от нелегального, противоправного, эротического и прочего деструктивного содержания (в российском «Спутнике» так все и обстоит). Наконец, «государственный» - не означает «плохой поиск», он должен базироваться на самых современных технологиях и разработках. Но, как показывает практика, это не просто, например, уже не раз упомянутому «Спутнику» еще далеко до качественного и релевантного поиска.
Позвольте подытожить. Я не вижу ни одного минуса в части создания государственного поисковика. Это в русле национальных интересов (прямо или опосредованно): при надлежащем качестве поиска, подобный портал мог бы конкурировать с лидерами поиска в Казахстане, а государственный протекторат мог бы одномоментно поднять его рейтинг. Впрочем, повторю, вся эта идея не имеет никакого смысла, если не удастся достичь хорошего качества поиска. В противном случае, оптимальный вариант – это введение «налога на Google» в Казахстане, а деньги, по аналогии с Израилем можно было бы направлять на создание качественного и дорогого контента.