15 лет спустя
15 лет назад в Казахстане был совершен первый звонок в сети GSM
Сегодня исполняется 15 лет с момента запуска сотовой связи стандарта GSM в Казахстане. За это время абоненты Kcell, Aсtiv, Beeline наговорили более 193 млрд минут, отправили более 28 млрд SMS-сообщений и использовали больше 40 млн Гб мобильного интернет-трафика.
По информации Комитета связи и информатизации, за 15 лет в Казахстане было установлено 17 303 базовых станции, которые сегодня обеспечивают услугами сотовой связи всю территорию республики, количество абонентов по данным статистики (по действующим SIM) увеличилось до 30 млн, а стоимость услуг сотовой связи снизилась в среднем в 10 раз. В 2012 году завершен переход на посекундную тарификацию, что, в свою очередь также повлияло на снижение расходов абонентов на услуги сотовой связи.
К примеру, если в 2002 году абонент Kcell выговаривал только 75 минут, то в 2013 году эта цифра выросла до 152 минут на одного абонента (MOU). При этом средняя стоимость (APPM) минуты снизилась с 42 тг до 4,7 тг.
По информации Beeline Казахстан, если в 2007 году абоненты наговаривали в среднем на 80 минут (MOU) и платили порядка 1354 тенге, то за 2013 год средний платеж (APRU) от одного абонента составил 1119 тенге, а среднее количество проговоренных минут на одного абонента увеличилось в 3,7 раза и выросло до 292 минут.
Средняя стоимость 1 Мб мобильного Интернета снизилась co 50 тенге до 0,70 тенге при покупке Интернет-пакета. Согласно отчету «Измерение информационного общества» за 2011-2012 гг по уровню стоимости мобильного Интернета Казахстан занимает 22 место в мире и 1 место в СНГ по самой низкой стоимости. Основой для расчета рейтинга стран явилось соотношение расходов на услуги связи к Валовому национальному доходу на душу населения.
По словам министра транспорта и коммуникаций РК Аскара Жумагалиева за 15 лет в отрасли связи произошли кардинальные изменения. «Раньше нашей основной задачей было внедрение в стране новых технологий связи и обеспечение доступа к этим услугам. Безусловно, эту работу нужно продолжать и дальше, но теперь, когда, почти каждый казахстанец пользуется сотовой связью, когда эти услуги стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, первостепенная задача – повысить качество услуг и сервиса. В ближайшие годы именно это будет основным конкурентным преимуществом компаний сотовой связи», - подчеркнул он.
Министр также отметил, что в текущем году будут продолжены совместные с операторами мероприятия, направленные на повышение качества связи. В частности, в текущем году Комитет связи и информатизации намерен продолжить анализ качества покрытия сотовой связи.
Напомним, 7 февраля 1999 года в Казахстане был совершен первый звонок в стандарте GSM и произведен коммерческий запуск Kcell, а 9 сентября в республике появилась карточная связь Activ. 1 марта того же года ТОО «КаР-Тел» запустил услуги сотовой связи под торговой маркой K-Mobile, а в 2005 году – под маркой Beeline, в последующем объединив обе в единый бренд Beeline Казахстан.