Кобрендинговая лихорадка
В кобрендинге банки и партнеры видят мощный драйвер для роста
12 марта в Алматы состоялась пресс-конференция, на которой был анонсирован проект кобрендинговой карты LikeIT. Партнерами данной программы являются Alser и Евразийский банк. Справедливости ради, нужно отметить, что LikeIT была анонсирована несколько раньше, видимо, целью данной пресс-конференции стала накопленная статистика проекта, которая весьма интересна для изучения. Участниками проекта уже стали сеть заправочных станций «КазМунайГаз», Beeline (при проведении платежа за услугу «Интернет Дома»), сеть «Планета Красоты» и сеть «Метро».
В настоящий момент активировано около 45 тысяч карт, а количество начисленных бонусов составило почти 120 млн. единиц (1 бонус равен 1 тенге). Планы компании, как отмечает исполнительный директор сети магазинов цифровой техники Alser Григорий Таджимуратов, достичь числа держателей кобрендинговых карт до 700 тысяч человек. Пока карта является дебетной, но уже через несколько недель будет запушен проект револьверной кредитной карты. Cредний чек по карте LikeIT составляет 15-20 тысяч тенге.
В кобрендинговых картах триумвират видит общий знаменатель, который, со стороны Alser направлен на повышении лояльности пользователей, способом стимуляции премиальными баллами (которыми можно оплатить до 90% покупки), с другой стороны, со стороны Евразийского банка – это прямой и весьма эффективный путь нарастить свою базу держателей платежных карт. Есть и еще одна сторона данного проекта – Visa, которая в плюсе от данного проекта, как говорится, «по умолчанию».
Кстати, менеджер по развитию бизнеса Visa в Казахстане Салтанат Кубдашева видит очень хорошие перспективы для компании в регионе: «До сих пор около 80% всех платежей в Казахстане происходят в наличной форме, поэтому потенциал роста компании в регионе очень большой».
Постулат о гиперболическом росте рынка потребительского кредитования, несомненно, сталкивается с пока робко появляющимися скептиками, которые видят в данном вопросе, как минимум то, что «банкиры надувают очередной пузырь». Впрочем, управляющий директор Евразийского банка Бертран Госсар, видимо был к нему готов, поэтому опередил аудиторию, отметив, что уровень кредитования в Казахстане чрезвычайно низок и даже в разы меньше, чем, в общем-то, неблагополучной Восточной Европе. «Если и есть пузырь, то очень небольшой и он не вызывает опасений», - говорит он.
На сегодняшний день розничная сеть Alser насчитывает 45 магазинов в 21 городе Казахстана, а рыночная доля компании в Казахстане составляет 20% (по данным агентства GFK). Григорий Таджимуратов отвечая на вопрос о динамике рынка цифровой техники в Казахстане, отметил: «Рост рынка в 2012 году составил около 21%, тем не менее, отдельные сегменты выросли намного больше, в частности, рынок смартфонов – на 25%, планшетных ПК – более 80%». В этом году, отмечает исполнительный директор, прогноз остается позитивным: рост рынка планшетных ПК будет на уровне 70%, а смартфонов – на уровне 15-20%. В целом же, рынок электроники (включая мобильные телефоны) в 2012 году приближается к цифре 1,5 млрд. долларов США, при этом, как отмечает Григорий Таджимуратов, прогнозный рост в 2013 году оценивается в 15-20%. Компания ставит весьма амбициозные планы, вырасти в разы больше прогнозного роста рынка – это более 50% по ритейл-сети и более 60% по интернет-магазину Alser (в 2012 году доля продаж в интернет-магазине составила 8%).
Кобрендинговые карты, как я уже говорил, это довольно мощный инструмент для роста, который будет активно развиваться. Не нужно быть провидцем, чтобы предположить, что появление подобных проектов – это вопрос времени. Определенно одно, прогнозы демонстрируют потрясающее единодушие – рынок электроники в Казахстане в краткосрочной перспективе ожидает существенный рост, а аргументированный кобрендинг позволят «бежать» впереди рынка. Это косвенно подтверждает Григорий Таджимуратов, отвечая на вопрос Computerworld Казахстан о «монетизации» роста бизнеса компании от данного проекта. Он отмечает, что в высокие прогнозные темпы (отмечу это более 50% роста, что намного выше прогнозного роста всего сегмента - 15-20%) уже включены дивиденды, которые компания намерена получить от LikeIT.