Состоявшаяся «Торговая миссия»
В стране почти все готово для бума е-коммерции
Под занавес ушедшей недели АО «Казпочта» совместно с Национальной ассоциацией дистанционной торговли РФ и Украинской ассоциацией директ-маркетинга, провела конференцию, на которой заинтересованные персоны делились опытом и обсуждали перспективы развития электронной коммерции и дистанционной торговли в Казахстане.
Весьма живой интерес вызвало стартовое выступление Константина Горожанкина, директора AWARD.KZ, члена Совета Ассоциации ОЮЛ «Интернет-ассоциация Казахстана». Константин представил крайне интересные цифры по развитию е-коммерц в Казахстане. По его оценкам, рынок электронной коммерции в Казахстане за год вырос в 2,5 раза, до 8 млрд. тенге. В 2013 году оценка пока остается на уровне 9,2 млрд. тенге. «К сожалению, в карте оплаты превалирует наличные оплаты», - сокрушается Константин. «Это плохо и для бизнеса, и для государства», - продолжает он. По его оценке, оплата наличными (как правило, курьеру) составляет 57% от всего оборота электронной коммерции. Платежные карты – это 17%, терминалы – 14% и совсем небольшие доли принадлежат перспективным мобильным платежам (1%) и электронным деньгам (4%).
Несмотря на то, что Константин говорит о факте «состоявшегося отечественного е-коммерц», только 10% всех средств направленных в этот сектор, остаются в Казахстане. Соответственно, 90% уходят в иностранные магазины. В этом раскладе лидируют США – 66% всего «пирога», 10% остаются, как уже отмечалось, в Казахстане, 9% - уходят в Еврозону, 8% - в Россию. В целом, общий объем карточных транзакций составил 1,4 млрд. долларов США, из которых только 60 миллионов остались в Казахстане. Как отмечает Константин, количество транзакций также уверенно растет, если в начале 2012 года их было менее 60 тысяч, то уже в конце 2012 года – почти 120 тысяч.
Как косвенное доказательство того, что сегмент растет, Константин приводит данные, которые показывают рост объема почтовых отправлений. По всем основным направлениям наблюдается существенный, где-то даже взрывной рост (например, Китай и США). В целом, тенденции благоприятные, делает заключение Константин.
Что делает Казпочта, для того, чтобы не только поддержать рост, но и заработать на этом рынке? Должны признать, что превалирующее мнение о национальном почтовом операторе весьма благодушное. В двух словах его можно выразить так: «Казпочта многое делает для развития этого рынка. И у нее это получается». В частности, Казпочта ввела специальные тарифы для интернет-магазинов, реализовала такие приятные «мелочи», как трекинг почтовых отправлений, активно наращивает ИТ-потенциал, так как в нем, по словам заместителя председателя общества, руководство видит мощный драйвер для роста.
Заместитель председателя Национального Банка РК Абен Бектасов сделал акцент на работе по реализации проектов электронных денег в рамках деятельности КЦМЗ НБРК (e-kzt, WoopPay Евразийского банка). Тем не менее, по словам г-на Бектасова, системы пока не востребованы. «Мы немного забежали вперед с этими проектами», - констатирует Абен Бектасов.
Весьма горячая дискуссия развернулась вокруг процессинговых центров. По мнении Абена Бектасова, комиссии процессинговых центров слишком высоки. «Если транзакции не получится удешевить, мы выйдем в парламент и предложим идею национального процессингового центра», - говорит он. В тоже время, Константин Горожанкин привел свои аргументы в пользу того, что конкуренция на рынке процессинговых центров уже привела к снижению стоимости транзакций, и эта динамика, видимо, уже является трендом.
Нурлан Измайлов, Председатель Правления Нацхолдинга «Зерде» отмечает большой прогресс, достигнутый в Казахстане в части позиционирования страны в международных рейтингах. В ряде случаев ИКТ-метрики показали взрывной рост. «На сегодня в крупных городах уровень проникновения Интернета достигает 100%, в селах – 32%, а в целом по республике уровень проникновения Интернета составляет 62%», - продолжает он. «Новая веха в развитии ИКТ в стране – это Закон «Об Информатизации», который уже находится в парламенте», - отмечает Нурлан Измайлов.
Яркий представитель дистанционной торговли в Казахстане – компания AVON. Известный косметический бренд активно работает с Казпочтой, констатируя реальное улучшение дел с доставкой. По словам Игоря Фраермана, в 2010 году среднестатистическая посылка AVON «шла» 3,5 дня, а в 2012 году – 2,67 дней. Это реальный прогресс, который благоприятно отражается на операционных показателях деятельности компании в Казахстане.
К сожалению, не представляется возможным представить всех участников «Торговой миссии», но месседж, посыл, который прозвучал на конференции не подлежит разночтению: Казахстан на пороге мощного рывка в сегменте электронной коммерции. Для этого готово все или почти все: платежные системы, логистика и операторы, законодательство и другие базовые столпы. В тоже время, как отмечают многие участники, стране нужны новые яркие идеи для трансляции их в сектор электронной коммерции. Возможно, стартап-инициативы, ставшие популярными в Казахстане, помогут в этом непростом деле.