Egov.kz. Полет нормальный
Несмотря на трудности «перевода», портал показывает завидный рост как стороны государственных услуг, реализованных в онлайн, так и по количеству посетителей
Даже закоренелые скептики замечают разительные перемены, произошедшие с порталом в последнее время. Видимо, тут сработал пресловутый «закон больших чисел», или еще более известный постулат о неизбежном «росте количества в качество». Но, несомненно, качество и количество услуг на портале растет чрезвычайно быстро, а реализация верификации к «сложным» услугам посредством электронной цифровой подписи (которую, кстати, уже интегрируют в чип нового варианта удостоверения личности), возможность проводить онлайн-транзакции за госуслуги, выводит качество услуг на уровень полного цикла.
Внешняя, независимая оценка, использующая разнообразные метрики, подтверждает вышесказанное. В частности, «в 2012 году уровень развития «электронного правительства» в Казахстане был высоко оценен мировым сообществом. В рейтинге ООН, по сравнению с 2010 годом государство поднялось с 46-го на 38-е место. При этом индекс онлайн-услуг вырос на 10 позиций, а телекоммуникационной инфраструктуры – на 14 позиций. По индексу е-участия, который определяет возможность общения граждан с правительством, Казахстан занял 2-ое место», - сообщается на сайте электронного правительства Казахстана. Как признак роста популярности портала – количество посетителей сайта. На момент написания материала – это почти 26000 посетителей в день. Для тех, кто знаком с казнетовской статистикой, необходимость в комментировании этих цифр отпадает.
На сегодня портал предлагает три большие группы услуг: для граждан, для бизнеса, государственных органов. В разделе услуг для граждан существуют подкатегории, охватывающие практически все стороны жизни: от недвижимости и регистрации прав на нее, до социального обеспечения, медицины и трудоустройства. В целом, портал предлагает услуги, представленные в 11 разделах, общее же количество услуг, которые являются частью разделов – 62. Отметим, что не все услуги обладают характеристиками «полного цикла» (т.е. для завершение цикла некоторых услуг, например, придется идти в ЦОН).
Несомненно важной частью портала является обсуждение проектов законов Республики Казахстан, а также проектов услуг в рамках электронного правительства. К сожалению, большой активности пользователей тут не обнаружено, но и здесь, безусловно, когда-нибудь сработает принцип, когда количество перерастает в качество.
Несмотря на все успехи казахстанского электронного правительства, для дальнейшего развития сервисов необходимо провести колоссальную работу по объединению часто в общем-то разнородных баз данных государственных органов, которые создавались в разное время, да и на разных платформах, в единое целое. И вполне возможно, что данная работа будет менее заметна на фоне впечатляющих успехов последнего времени. Каким образом это будет происходить, сказать трудно, но, возможно, путь наименьшего сопротивления тут – это «облачный» подход.
Сейчас egov.kz находится на таком жизненном цикле, когда все те, кто участвовал в создании концепции, стоял у его истоков, могут быть вознаграждены кликами граждан (пока писалась данная статья их стало больше на 1040). Лучшего мерила эффективности для онлайн-проектов еще не придумали…