Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Тревожный сигнал

    Давление на доходы мобильных операторов будет расти, особенно в странах с высоким проникновением Интернета

    12 ноября 2012 16:46, Computerworld.kz
    Рубрики: Казахстан

    Операторы «зажатые» с одной стороны, высокими налогами и расходами в гонке за «скоростью» и новыми технологиями передачи данных, не могут понизить стоимость связи о многих странах, в т.ч. Европы. В тоже время, давление на доходы операторов начинает материализовываться в конкретные цифры. В частности, из-за роста популярности социальных мессенджеров для смартфонов, сотовые операторы уже в этом году потеряют $23 млрд, предупреждает британская аналитическая компания Ovum.

    По расчетам аналитика британской компании Ovum Нехи Дарии, рост популярности социальных приложений-мессенджеров, таких как WhatsApp, приведет к потерям сотовых операторов на выручке от SMS. К концу 2012 года потери составят $23 млрд, а к 2016 году потери более чем удвоятся и достигнут $54 млрд, пишет она. За последний год резко выросло количество OTT-сервисов (over the top, предоставляющих услуги, используя каналы передачи данных сотовых операторов), это не краткосрочный тренд, а сдвиг коммуникационных паттернов, уверена госпожа Дария. По прогнозу аналитика, от каннибализации со стороны OTT-сервисов особенно пострадают операторы Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, причем рынки Западной Европы пострадают сильнее. Это объясняется ценовой стратегией в отношении SMS-операторов, работающих в этих регионах, а также распространенностью смартфонов, проникновением Интернета и большим количеством OTT-сервисов.

    Аналитики Informa Telecoms & Media в феврале этого года отмечали, что несколько европейских операторов жаловались на снижение выручки от SMS во втором полугодии 2011 года из-за роста популярности сервисов вроде WhatsApp и iMessage среди абонентов. По прогнозу Informa, в 2016 году выручка от таких сервисов в Европе может достичь $20 млрд. Каждые 10% роста проникновения смартфонов обойдутся операторам Западной Европы в $1,19 млрд выручки от голосовых услуг и сообщений.

    В связи с этим крупнейшие европейские мобильные компании Telefonica, Vodafone, France Telecom, Deutsche Telekom и Telecom Italia объявили о начале работы над собственным интернет-сервисом. Речь идет о платформе Rich Communication Suite, которая должна позволить абонентам обмениваться файлами, совершать видеозвонки, а также обмен сообщениями через Интернет.

    А что происходит у нас в Казахстане? Каким образом данные тенденции транслируются на бизнес отечественных операторов? Ожидать, что все произойдет «завтра» было бы наивно, но наиболее прозорливые, например, уже предпринимают определенные шаги, понимая опасность, исходящую от Интернета. В частности, заметно, что почти все операторы «расчищают» себе поле для мобильного Интернета. Конкуренция тут весьма жесткая, при этом, накал ее не ослабевает, напротив, растет. Драйвером спроса на мобильный Интернет в Казахстане остаются смартфоны и планшетные ПК, продажи которых в Казахстане растут не по дням, а по часам. Потенциал спроса на подобные устройства в Казахстане существенный, поэтому, проникновение этих устройств, видимо, будет сопровождаться спросом на мобильный Интернет, исходя из корреляции, предложенной Informa Telecoms & Media. В абсолютных цифрах использовать данную корреляцию для нашего рынка нельзя, вероятнее всего, последствия не будут такими драматичными, но они будут ощутимы, если уже не ощутимы.

    Вот как комментирует ситуацию Нуркен Халыкберген, PR-менеджер Tele2 Казахстан: «В настоящее время сотовые операторы в Казахстане вряд ли ощущают какое-либо давление со стороны Интернет-мессенджеров на собственные доходы. Возможно, со временем, с увеличением количества смартфонов и ростом популярности интернет-мессенджеров среди абонентов, данные сервисы смогут оказывать какое-либо влияние. При этом, необходимо отметить, что Tele2 осознает, что мобильный Интернет все больше приобретает популярность среди казахстанцев и поэтому будет лишь увеличивать скорость подключения и пропускную способность для абонентов».

    Оставаясь неисправимым пессимистом для мобильных операторов в среднесрочной и долгосрочной перспективе, смею предположить, что «золотой век» для них заканчивается. Отсутствие внятной парадигмы роста для отрасли лишь усугубляет ситуацию. В совокупности с фактически вялотекущим кризисом, компании будут пытаться сократить свои издержки и ограничат инвестиции в новые ревизии протоколов передачи данных. Тоже касается и абонентов, которые в таких условиях вряд ли будут наращивать расходы на мобильную связь. Тем не менее, у наших операторов, конечно, есть карт-бланш, точнее, временной лаг. Но насколько большой, угадать не представляется возможным.