Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    В плену социума

    Помнится, лет пятнадцать назад я читал гениальную по меркам того времени статью о будущем Интернета. А том, как он преобразит нашу жизнь. Было интересно, но казалось футуристичным. И опять же, слишком жестко описанное время привязывало нас к концепции Web 1.0, когда контент создают специализированные сайты, информация монополизировалось. Глупо будет не признать, что нынешняя эра- это эра Web 2.0., когда контент создают сами пользователи Сети. Когда именно пользователи, их сообщества – это и есть Сеть.

    12 мая 2016 00:26, Computerworld.kz
    Рубрики: Казахстан
    Помнится, лет пятнадцать назад я читал гениальную по меркам того времени статью о будущем Интернета. А том, как он преобразит нашу жизнь. Было интересно, но казалось футуристичным. И опять же, слишком жестко описанное время привязывало нас к концепции Web 1.0, когда контент создают специализированные сайты, информация монополизировалось. Глупо будет не признать, что нынешняя эра- это эра Web 2.0., когда контент создают сами пользователи Сети. Когда именно пользователи, их сообщества – это и есть Сеть.

    Computerworld.kz

    Не просто мода
    Написанию этого материала поспособствовали множество факторов. Самый первый – вопрос главного редактора о том, имею ли я аккаунт в какой-либо социальной сети. Причем, задан вопрос был таким тоном, будто это нечто унизительное, мол, “просаживаешь” ли ты свое время впустую. Много думал, если честно, к чему бы этот вопрос, тем более, что, несмотря на то, что я являюсь матерым пользователем Сети, именно “социальной сетевой активности” я не проявляю. Лень матушка – это как самый минимум. Неплохо “подстегнул” на расширение кругозора просмотр фильма “Социальная сеть” Дэвида Финчера. А тут еще победа на Award.kz 2010 Казахстанской же соцсети Your Vision, о которой я узнал на следующий же день после просмотра. Картина размышлений и структура статьи уже вырисовывались перед глазами, но не как сводка статистики в процентах, которая разом отобьет желание читать даже у математиков, а как информационно насыщенный, но читабельный, непредвзятый анализ не участвующего. Ну а последней каплей стимулятора стала новость о безоговорочном признании все той же “Социальной сети” фильмом года на последнем вручении “Золотого глобуса”. Сам по себе фильм об успехе Facebook в целом неплох даже не как история о реальном зарождении самого популярного сетевого соцсервиса, но как некое объяснение такого феномена в целом. Не хочу лезть в мир кинокритиков, но, положа руку на сердце, скажу, что смогу осилить просмотр этого фильма еще от силы один раз. Когда эта статья выйдет из печати и будет соответствующим объектом для критики.

    Всплеск интереса к социальным сетям окатил меня ушатом новых знаний. Пусть мнение Марка Цукерберга о том, что Facebook, социальные сети как явление – не инструмент для зарабатывания денег, а просто мода, даже и не является правдой, на деле оказалось точнейшим определением. Причем, явление это оказалось столь сильным, что в ближайшие год-два даже крупные корпорации собираются синхронизировать почтовые сервисы именно с социальными сетями. И уже сейчас ведутся разработки мобильных клиентов соцсетей с уже полным набором функций как для ведения блога, так и обмена электронной почтой и мгновенными сообщениями. Любой уважающий себя интернет-ресурс имеет свой корпоративный блог, а хотя бы несколько работников, соответственно, и свои странички. А есть еще и проект Facebook Titan, который уже не за глаза, но за количество постоянно активных пользователей “материнской” социальной сети прозвали убийцей Gmail. Интеграция, что и сказать. Зачем все это? Да банально: зачем постоянному и активному пользователю одной сети “перегонять” корреспонденцию через сторонние сервисы, с местами несовместимым кодом привычной “местности”, куда, в конце концов, нужно просто заходить персонально, минуя привычную среду. Об этом будет сказано чуть позже, пока же обратим внимание на соцсети изнутри.

    Web 2.0
    Раньше я считал социальные сети и различные “живые журналы” лишь способом найти хоть кого-то, кто тебя услышит, кто поймет тебя, кто разделит твое мнение, раз уж в живом твоем окружении таких личностей не нашлось. Цинично, конечно, но в подробности влезать мешала все та же лень. И очень лестно было недавно узнать, что социологи сходятся на том же мнении, а ты был прав: социальная сеть – это такое место, которому можно посвятить все свои переживания, и там тебя поймут, в отличие от реального мира. Просто потому, что твое мнение может разделять в тысячи раз большее количество людей в пересчете на час реального времени. Причем, найдутся единомышленники для любого (!) мнения. Мода на блогинг из простой моды переросла в повседневную необходимость. Большинство блогеров прекрасно знают, что их страничку ежедневно могут посещать (читать) даже не единицы и десятки, а тысячи и десятки этих порядков пользователей, занимающихся тем же самым в рамках той же самой социальной сети. Блогинг вообще уже успели обозвать чем-то вроде душевного эксгибиционизма, то есть авторы в своих блогах как бы обнажают свои переживания, делятся ими со всеми окружающими, получая от этого удовольствие. Социологи с этим на всякий случай соглашаются, поскольку до сих пор еще не смогли толком сформулировать феномен социальных сетей, и даже его нормально классифицировать. И мода на блогинг не просто переросла в массовое явление, она в лице пользователей Сети стала некой неотъемлемой частью личности. И если вас засосало в трясину интернет сетей, в первую очередь необходимо изменить свое отношение к ней (как раз таки “впустить сеть в себя”). Смогли? Поздравляю – вы стали частью Сети. Социальной сети. Пленником социума.

    Итак, посредством заведенного блога, как уже было сказано выше, был дан старт вашего шествия в многогранном мире личностей и бесед, фактов и выдумок, а быть может мирного общения и обмена бабочек в рамочках. Тут уже не важно. На примитивном уровне все до ужаса просто, но ведь надо же с чего-то начинать. Например, с фотографии, с возможностью добавления которой Альберт Попков официально и связывает успех своих “Одноклассников”, нагло скопированных с MySpace.com. Блогинг же начать можно с любого бреда: сломал ногу, поел, помыл голову, удовлетворил жену и т.п. Уже и анекдотов насочиняли, вроде того, который про американца, англичанина и русского, которые застряли в аэропорту и каждый жалуется, мол, сэндвичи несвежие, раскладушка жесткая и в туалет разрешают ходить только “по-маленькому” (угадайте, на что жаловался “наш”). Оставляя свои данные на различных форумах, регистрационных полях в интернет-пейджерах, “телефонных” программах и т.п. сейчас стало модно ставить главным интересом “ блогинг”, и это считают достаточным. Из-за того же “сетевого эксгибиционизма” блогер “подсаживается” на статистику посещений, ведь, раз его читают, то все это не зря. А раз так, то необходимо хоть что-то писать на постоянной основе, хотя бы менять статус. Можно с регулярностью “принимаю душ – мою голову – вытираюсь”. “Активный” блог с нетривиальным контентом – ключ к “читаемости”, ведь если писать изредка, в основном читать, как ваш покорный слуга, то блогер будет прозябать на дне статистики. И это тоже, кстати, фактор повышения активности аккаунта, ведь, заблокируй создатель счетчик посещаемости, убери отметки о посещениях конкретными участниками сети, и что станет со среднестатическим блогером? Он обленится. Социально активному пользователю необходимо собирать посетителей и копить контент, повышать, так сказать, капитализацию, на чем бы она ни основывалась. Благо умные сайтовладельцы давно смекнули, что к чему, и как минимум на новостных сайтах давно предлагается отправить понравившуюся вам новость в ваш блог на Facebook, Twitter, “ВКонтакте” и т.п. буквально за пару кликов. Статистика посещаемости опять же указывает, что, даже объединившись в сообщество с весьма узким кругом интересов, когда, казалось бы, окружающий мир уже и не нужен, именно такие являются одними из лидеров посещаемости страниц с интересами не только совсем уж другими, отличными от своего сообщества, но и прямо противоположными. Видать, бдят, что же творится в стане врага. Расширение внутреннего функционала социальных сетей по сообществам идентично разбивке по группам при реальных встречах. Представьте себе крупную вечеринку, и не просто одноклассников, знакомых, а именно кучу людей, большинство из которых друг с другом и не знакомы. При этом все тематические мероприятия уже закончились, началось так называемое время для неформального общения, а “чухнуть” отсюда сразу не позволяет этика – ну не хочется быть первым среди тех, кто появился тут просто так, за подарочком пришел. Что можно наблюдать вокруг? Во-первых, это разбивка на базовые группы, т.е. те самые тематические, ради которых все здесь собрались изначально. Далее идет деление на подгруппы знакомых, не важно, по интересам или нет. И вот когда одна из подгрупп начинает обсуждение какой-либо тематики, будь то клонирование вымирающих видов животных или очередной конец света, к этой группе постепенно примыкают совершенно незнакомые ранее люди, которые вступают в дискуссии. Причем, само наличие этих людей совершенно не обязывает с ними знакомиться, даже знать имя, достаточно бывает лишь его участия. В этот же самый момент и зарождается мини-сообщество. Базовое, неразвитое, но это лишь начало. То же самое и в Сети, вот только если минусом живого общения можно считать накопления общеизложенной информации только в мозгу участников, в среде социальной сети в Интернете это становится контентом, доступным для всех. Причем, в любое время, с возможностью поиска, цитирования высказываний, возможности исправить собственные ошибки и т.п. И опять же уже таки познакомиться с другими участниками, не ограничивая свое время эксклюзивными рамками для него одного или кого-либо. В социальной сети вы свободны, накапливая контент в обсуждениях, при этом не забывая о своей собственной жизни и своем окружении.

    Хорошим тоном для социальной сети является использование расширенных сервисов
    Отправка в блог через ИМ, через SMS (Twitter), отправка процитированных строк из почтового сообщения или с сайта (для этого в конце статей специально сделаны ссылки для быстрого размещения статьи на своем блоге в наиболее популярных соцсетях). И это опять же, кстати, является способом накопления контента – та самая Web 2.0. В новостях по радио и телевидению сейчас можно все чаще слышать о какой-либо новости, мол, “в блогосфере уже сейчас активно обсуждается…” или “Иван Петрович Сидоров опубликовал на своем блоге…”. Вот ведь в чем дело – даже “новостники” сами обращаются к социальным сетям (а уже не друг к другу) за чем-то свежим, поскольку сами они теряют актуальность, монополию на информацию: Web 2.0 ее не просто накапливает, она ее предоставляет в свободный доступ. Ссылки на новость ведут уже не на международные новостные агентства (в которых хватает и платных, продающих “свежак” за ой какие немалые деньги), а на сети блогеров. И все лавры от количества аудитории получит не конкретный телеканал и его экстренный выпуск, первый сообщивший о новости, а именно социальная сеть, в которой сия новость и появилась. Пусть и несколько позже, чем это было передано по спутниковым теленовостям. А все дело в чем? В личном присутствии на месте событий участников социальных сетей. Простейший пример – недавний теракт в “Домодедово”. Пока сотрудники безопасности аэропорта и МВД судорожно осознавали и придумывали, что же произошло и как бы об этом помягче сказать, в аппарате президента уже была паника, поскольку Twitter уже “знал”. Или новость о том, что Мубарак улетел в Бахрейн после телевизионного выступления, а народ начал потихоньку праздновать свержение диктатора. Об этом снова, еще до официальных СМИ, “узнал” Twitter. И таких ситуаций по миру не счесть, социальные сети копят контент. Любой. Оперативно. Это – Web 2.0.

    Глобализация и сервисы
    Представьте, если оператор вашей сотовой сети связи не может отправить SMS на номер вашего друга (знакомого, родственника), который находится в другой стране и пользуется там услугами местного оператора. Или же тариф этого самого оператора такую возможность не предусматривает. Я уже действительно сталкивался с подобным с оператором O2. В такой ситуации вы напишите сообщение на аккаунт, зарегистрированный в социальной сети, где у этого аккаунта указан активный номер, и это сообщение будет доставлено. Другой вариант – доставка электронной почты по SMS или IM, если по каким-то причинам звонок или прямая переписка невозможны. И эти сервисы расширяются посредством альтернативных способов отправки и получения как медиа-файлов, так и различных документов. Все эти сервисы, конечно, так или иначе присутствуют в Сети уже продолжительное время, но лишь по отдельности, дискретно, а то и в разных доменных зонах. Социальные же сети позволяют использовать все эти форматы сервисов в рамках одной общей сети. Это как с малофункциональными операционными системами, требующими установки дополнительных приложений. А тут будет все сразу, все в одном, альтернативные сервисы при условии беспроблемного функционирования расширений одной сети будут не нужны. Чувствуете, к чему я веду? Вернее, к чему все придет – к глобализации. К тому, что уже сейчас в теории представляет собой Facebook Titan (или как он там будет называться в миру?). Кроме собственно сервисов, немало внимания сейчас уделяют и эргономике страниц, возможностей кастомизации, вплоть до полной переделки внешнего вида страницы. Самостоятельное добавление виджетов, активных меню – это только начало. Еще одна вещь, привнесенная в повседневность сайтов с большим количеством контента - это облачная структура тэгов. (Тэг – это ссылка на определенный контент, которая может называть как угодно. К тэгу можно относить множество видов контента, к примеру, “Азиада”, и к нему привязывать все похожие новости, фото, видео, комментарии и т.п.) При этом в этом облаке более популярные тэги начинают выделяться более крупным шрифтом, и наоборот. Многие интернет-ресурсы подхватили эту идею, которая с непривычки выглядит как просто неудачная верстка страницы. И, если на сайте есть облако тэгов, всегда имеет смысл глянуть на его содержимое внимательнее. И всегда есть поиск, чтобы найти непопулярное (специализированное) сообщество.

    Многие и многие соцсети вышли мертворожденными, поскольку по своей концепции предлагали аналогии закрытых клубов. Вроде “клуб любителей дунганской кухни” или “сообщество заводчиков туркменских чистокровных алабаев”. Таких сетей множество, но они даже не сети, а так, костяк, поскольку “жизнь” там вялотекущая, если есть вообще. Людям нужно разнообразие и концентрация сервисов по причинам, указанным ниже. Уверен, что социальные сети вскоре начнут глобализовываться настолько, что узкоспециализированные соцсети попросту вымрут. Ведь иметь аккаунт на Facebook уже не будет однозначно указывать на ваше пристрастие к тупому просиживанию штанов в сети, наличие этого самого аккаунта может означать что угодно, от сборника политических взглядов, собранного в надежде собрать хоть чуток той славы Джулиана Ассанжа с wikileaks, или же банальную корпоративную переписку, доступную лишь избранным. Политика компаний, блокирующих доступ к социальным сетям в принципе, без разбору, будет постепенно становиться лояльнее, если модель соцсетей как банальное развлечение сменит ориентацию на “сеть для всех”, вроде как “для дома и для бизнеса”. Провайдеры соцсетей начнут постепенное дробление на подсети внутри одной глобальной сети, их объединяющей, со своими сервисами и возможностями. Предпосылки к этому видны уже сейчас и повсеместно. Думаете, вряд ли? Судите сами – разнообразие рано или поздно начинает рябить в глазах. А, поскольку наличие кучи сервисов, ничем не отличающихся от других, разрозненных, требующих отдельных аккаунтов для каждого, часто без унифицированных клиентов, редко – эксклюзивного для этого сервиса браузера, попросту утомляет, все равно человек в своей массе останется там, где удобнее. Где количественно высокая концентрация будет эргономически удобно структурирована в рамках одной глобальной же сети. Где у вас не потребуют совместимости или других лишних действий. Где вы активно участвуете в жизни всего муравейника, но в отдельном его районе, за “выезд” из которого не взимается плата (деньгами, нервами или временем), а в других районах не требуют наличия прав (аккаунта) на каждом шагу. Не думайте, что автор один такой умный. Крупные корпорации, вроде той же Google, даже и не пытаются создать соцсеть имени себя. Почему? Да бессмысленно, ибо их и так уже не меряно, а рекорды посещаемости все равно у тех сетей, где больше всего старожилов (в мировом масштабе) либо же локальных, внутри стран. Причем, эти же “внутристранные” сервисы робко стараются договориться об интеграции в мировые сети. В том смысле, чтобы участник “топа” наиболее популярных соцсетей смог заходить к ним на огонек без регистрации, но как полноправный пользователь. Взаимодействовать, так сказать. Вон и наш-ваш Yourvision с гордостью сообщает о взаимодействии с Facebook. Что это означает? Да ничего, кроме как возможность (при наличии аккаунта на “фейсбуке”) ограниченно участвовать и комментировать сообщения на YourVision без регистрации. И заметьте, обратной такой возможности нет, Facebook тут опять же становится опорной основой для взаимодействия. Google уже пыталась, и их эксперимент с созданием интерактивной сети Lovely закончился в 2008 году всего через полгода тестирования. Как можно подумать, взрыву популярности помешала малая известность. Ничего подобного. Lively прогремел по практически все серьезным ИТ-ресурсам, вот только блогосфера его не приняла, сработал некий формат “национал-социализма” среди блогеров, которые, кроме всего прочего, жили также и привлечением новых участников в уже существующие сети. Немало ударила по Lively и затратность по времени, и новизна. “Опорное взаимодействие” наблюдается и в случае с новостными сайтами, и тоже в различной степени интеграции. К примеру, если браузер “помнит” ваш аккаунт в одной из “предусмотренных” ресурсом сетей, вы сможете прокомментировать эту новость “от себя”, “отметиться”, плюс отправить эту же новость к себе в блог или же остаться обсуждать ее в блоке комментариев. Естественно, как виртуальная личность в сетевом сообществе, а не обезличенный “гость”. Ну чем не постепенный процесс глобализации?

    Идеи и деньги
    На протяжении всего фильма “Социальная сеть” Марк Цукерберг постоянно напоминает нам, что Facebook – это некоммерческий проект, в чем его полностью поддерживает бывший создатель Napster. Реклама и вправду могла испортить все, вне зависимости от агрессивности. Причем еще и потому, что в западных странах кредитные карты были повсеместно распространены как раз во время зарождения “фейсбука”, и если пустить в свободную социальную сеть коммерцию, она бы быстро трансформировалась в полуприкрытый онлайновый магазин. В то время так и происходило, коммерческие соцсети не получали должной популярности. Однако если посмотреть на успешные российские сети, то увидим обратную картину. “Одноклассники”, “ВКонтакте”, “Мой мир” и тому подобные великолепно живут на деньги пользователей. Это и пестрящая реклама, и всплывающие баннеры, и многие внутрисетевые сервисы: например, эксклюзивные виртуальные подарки (естественно, с присутствием на странице ссылки на магазин реальных подарков с доставкой), высокорейтинговые комментарии, выставление собственного аккаунта на высокие строчки в поиске (приоритет, типичный для сайтов знакомств), особые эффекты для аватара и фотографий, ну и тому подобное. Каким-то образом эти сайты умудрились затянуть в себя миллионы участников, чего с такой же номенклатурой у зарубежных глобальных сетей ничего бы не вышло. Facebook удалось этого избежать, он “живет”, наверное, на дешевых мини-играх. Оставим этот вопрос инвесторам, поскольку “живет” Facebook именно на нас, на участниках сети. На их наличии. Поскольку куча завес отсутствия коммерции создают иллюзию наличия другой меры ценности – свободы. Общий вид типичной странички “фэйсбуккера” копирует все виденные вами ранее страницы социальных сетей рунета, хотя на самом деле именно они и копирую Facebook. Среди первых впечатлений от общего вида интерфейса – его лаконичность, продуманность, отсутствие навязчивой и различных баннеров, предлагающих купить нестиранные носки за четверть цены. А потому сначала все кажется скудным и пустым. Но здесь вас ждет другое - свободное общение, свободное от денег. Открытые механизмы коммерции сейчас смогут если не убить Facebook, так подорвать доверие к нему. А это уже будет противоречить изначальной концепции этой сети. Это уже сейчас и не сеть вовсе, а нечто большее, что в будущем обязательно назовут эпохой. Эпохой Facebook’а. Эпохой социальных сетей. Быть может, не стоит ее пропускать и попробовать в ней пожить, пока не поздно? Я попробую, но ничего не обещаю. И это вполне сгодится в качестве стартового сообщения на личной страничке. Пока же я лишь зарегистрировался.