ИТ-бизнес Казахстана будет сам ковать себе кадры
Участники ИТ-рынка и рынка электронной коммерции давно сетуют на низкое качество образования. Сегодня к этому прибавилось еще одна претензия – оказывается, вузы не поспевают за потребностями бизнеса. И у бизнеса созрел ответ – в Алматы запускается образовательный проект OpenIT.
Александр Галиев, Computerworld.kz
Проблема несоответствия качества образования и навыков, с которыми вузы выпускают молодых специалистов, поднималась неоднократно. Видимо, понимая, что для того, чтобы исправить ситуацию недостаточно просто «сотрясать» воздух, ведущие игроки рынка объявили об инициативе OpenIT, которая представляет из себя попытку решить не только застаревшие личные кадровые вопросы для участников консорциума, но и в какой-то мере для всего ИТ-рынка и рынка электронной коммерции Казахстана. К слову, основателями проекта стали холдинг Chocofamily, компания «Колёса-Крыша-Маркет» и Aviata.kz.
По словам Мадины Мазиной, директора по маркетингу Aviata.kz, проблема в том, что вузы и колледжи, обучающие ИТ, явно не поспевают за потребностями бизнеса. «У нас нет специальностей «разработчик мобильный приложений», «интернет-маркетолог» – а они очень востребованы рынком. Поэтому, бизнесу приходится брать специалистов, которые имеют непрофильное образование и переобучать их. А это стоит дорого», - говорит она. «Самая главное ценность – это образование. Яркие примеры, когда эта парадигма приводит к очень значимым результатам, есть. Мы знаем о том, какие высокие результаты достигли Израиль и Беларусь. А там это возведено в культ», - добавляет она.
OpenIT начнет с 4 курсов – это веб-разработка, интернет-маркетинг, разработка мобильных приложений и курс интернет-предпринимательства. Во многом этот выбор основывался на том опыте, который имеют основатели проекта – именно в этих отраслях наблюдается реальный кадровый «голод».
По словам HR-директора «Колёса-Крыша-Маркет» Ксении Тороповой, основная идея – это синергия теоретических навыков и практики. «Учебные планы будут ориентированы на практические проекты, на командную работу», - дополняет она. По словам HR-директора, уже сейчас достигнуты договоренности с Google, специалисты которого будут вести часть лекций для слушателей курсов в некоторых дисциплинах, например, в интернет-маркетинге. В курсе по интернет-предпринимательству основным источником знаний статут практики – руководители интернет-компаний. Наконец, очень острая потребность, по ее словам, наблюдается с точки зрения мобильной разработки. «Сегодня мобильный трафик составляет до 60%. У нас огромная потребность в специалистах в этой области», - резюмирует она.
Участники проекта отмечают большой разрыв между потребностью в специалистах, и тем, что готовы предоставить вузы
«Мы не хотели бы ограничивать таланты только потому, что курс стоит каких-то денег. Поэтому, мы приняли решение сделать обучение бесплатным», - говорит Рамиль Мухоряпов, руководитель холдинга Chocofamily. Но при этом, по его словам, условия отборы будут довольно жесткие. «Нам нужны ответственные, желающие обучаться и умеющие работать в команде, - уточняет он. Мы хотим, чтобы тот сертификат, который мы будем выдавать по успешному окончанию курса, был как знак качества». «Я кайфую от того, что мы начали этот проект», - эмоционально резюмирует Рамиль.
На сегодня на курсы уже подано более 700 заявок. И этот результат не может не радовать основателей проекта. Впрочем, Computerworld.kz попытался несколько охладить этот задор, напомнив, что в истории ИТ в Казахстане бесплатные курсы – это не новшество. И в ряде случаев они заканчивались менее помпезно, чем начинались. Ксения Торопова парирует тем, что идея интересна не только основателям проекта – она интересна рынку в целом. «Являясь HR-директором, я знаю, что хочет рынок, и знаю, что «взять» с него сейчас можно мало что. О темпах роста спроса судите сами: 2 года назад было 2 мобильных разработчика. Сейчас – 12. Очень сложно найти интернет-маркетологов», - говорит HR-директор «Колёса-Крыша-Маркет».
Остается добавить, что в кулуарах выяснилось, что идея импонирует многим журналистам, которые присутствовали на пресс-конференции. А такое бывает нечасто…