Большие Данные в реальном мире: от рекламных лозунгов к стратегии
Имеется ли у вашего предприятия долговременный план по развертыванию инструментов использования Больших Данных?
3 октября 2015 13:03,
Рубрики: Мир
Джон Сидху, Computerworld, Великобритания
Большие Данные стали в последние годы одной из самых обсуждаемых тем. В 2015 году оборот рынка Больших Данных достигнет 16,9 млрд долл. По оценкам IDC, его рост в шесть раз опережает рост рынка ИТ в целом.
За несколько лет экспериментов и активного проникновения Больших Данных в нашу деловую жизнь мы многому научились. И теперь нам предстоит найти ответ на вопрос, как наилучшим образом задействовать мощь Больших Данных для поддержки общей стратегии бизнеса.
Ценность данных во многом зависит от того, как именно их использовать при принятии решений. Критически важную информацию, помогающую пониманию бизнес-задач, нужно держать под постоянным контролем. Данные можно использовать снова и снова для проверки полученных оценок и изменения принятых решений в случае возникновения такой необходимости. Речь идет о возможности вносить коррективы в ранее составленные заключения, придающей организациям дополнительную гибкость и мощь. Благодаря анализу Больших Данных организации по многим параметрам могут опередить конкурентов, улучшить каналы поставок, усовершенствовать свои продукты и услуги, регулировать цены, повысить эффективность продвижения товаров и улучшить стратегии удержания клиентов.
Большие Данные выходят на передний план там, где они открывают перед предприятиями возможность решать задачи, с которыми прежде удавалось справляться с трудом, когда реальная ценность данных становится особенно заметной.
Данные играют определяющую роль фактически в любой отрасли, а их структура со временем усложняется. Для организаций, оперирующих все усложняющимися сценариями (в частности, для операторов систем электронной коммерции) снижение сложности имеет очень серьезное значение. На туристических сайтах, к примеру, клиентам, чтобы получить информацию о ценах, приходится выполнять длинную последовательность операций. Число различных комбинаций, будь то гостиницы, авиарейсы, аренда автомобилей, варианты страховки, трансферы, дополнительные опции и т. д., только для одного заказа может измеряться миллионами.
На пятки туристическим компаниям наступают прямые и непрямые конкуренты, готовые обслужить клиентов, которые желают сэкономить. Чтобы ускорить процесс и помочь клиентам принять решение, некоторые туристические компании начинают использовать технологии Больших Данных, пытаясь путем упрощения взаимосвязей организовать динамическое ценообразование и выдачу рекомендаций с формированием ответов на запросы за доли секунды. Это помогает им повысить свою операционную прибыль.
Производителям следует использовать Большие Данные для лучшего понимания своих клиентов. На каждого отдельно взятого клиента приходится огромный объем данных, описывающих его поведение и историю покупок с учетом самых разных аспектов. Чтобы определить мотивы, движущие клиентами, продавцам необходимо анализировать эту информацию. Но вместе с расширением спектра собранной информации усложняется и ее анализ. Более того, растут ожидания клиентов, желающих получать продукты и услуги отличного качества, отвечающие их потребностям. Давление постоянно ужесточается.
Анализ Больших Данных
Анализ Больших Данных является краеугольным камнем будущих успехов. В сентябре 2011 года Филип Картер из IDC представил доклад «Анализ Больших Данных: архитектуры, навыки и планы развития, которые понадобятся ИТ-директору» (Big Data Analytics: Future Architectures, Skills and Roadmaps for the CIO). В нем он показал, что ключевые отличия традиционного анализа от анализа в эпоху Больших Данных — это потребность в иной стратегии построения инфраструктуры и ином наборе навыков.
Но и сегодня один из наиболее серьезных вопросов, с которыми приходится сталкиваться организациям, по-прежнему связан с адекватным планированием, позволяющим извлечь из Больших Данных максимум пользы. Сейчас необходимо объединять функции бизнеса и ИТ-функции с целью совместной разработки архитектуры и создания планов, позволяющих расширить возможности, которые помогут компании как сегодня, так и в будущем.
Расширение возможностей бизнеса должно стать главной задачей при формировании стратегии развития ИТ и выработке согласованной между бизнесом и ИТ-службой политики. В 2011 году в IDC провели опрос ИТ-директоров, призванный выяснить, какие технологии, по их мнению, являются наиболее полезными для совершенствования конкурентных преимуществ. Самым популярным ответом стал «бизнес-анализ и аналитика».
Эффективно использовать данные при определении бизнес-стратегии непросто. Традиционные решения бизнес-анализа терпят неудачу из-за того, что вопросы, на которые потребуется получить ответ, заранее неизвестны. Хранилища данных приходится создавать, не зная, каким образом будет происходить выборка данных. Назовите это озером данных, резервуаром или предприятием по очистке. ИТ-директор должен понимать, что все данные имеют потенциальную ценность (если не для вас, то для возможных партнеров), а своевременное помещение данных в контейнер позволит аналитикам впоследствии заняться их изучением.
Аналитикам необходимо поддерживать тесную связь с бизнесом, чтобы лучше понимать вопросы, которые позволяют осветить данные (тогда будет легче выявить тенденции и общие принципы, формирующие стратегию бизнеса). После этого соответствующим образом адаптируется структура ИТ-систем, а затем процесс повторяется. Каждый цикл охватывает все больше данных, улучшаются возможности бизнеса в части принятия стратегических решений, технологии обработки данных приводятся в соответствие с их постоянно растущими объемами и сложностью. В настоящее время именно в этом заключается главный вопрос, связанный с Большими Данными.
Бизнесу следует создать структуру, которая обеспечила бы ему успех и помогла провести необходимые изменения. Повысив техническую оснащенность, можно будет принимать более грамотные решения, основанные на анализе данных и рассчитанные на долгосрочную перспективу. Организация сможет лучше понять своих клиентов и реагировать на их потребности.
Необходимо решить два вопроса. Во-первых, выделить время для анализа имеющихся данных и выявления тех преимуществ, которые они способны принести бизнесу. И, во -вторых, разработать план, закладывающий основы поддержки бизнеса посредством эффективного использования данных в ближайшие пять лет и на более долгосрочную перспективу. Тем самым будут созданы условия для интеграции Больших Данных в ядро бизнес-процессов.
Джон Сидху — партнер консультационной компании Glue Reply, специализирующейся на разработке ИТ-стратегий в интересах бизнеса.