Монополия Unix
На решении антимонопольных органов о допустимости сделки между IBM и Sun могут сказаться «антикризисные» настроения американских властей
Если IBM действительно приобретет компанию Sun Microsystems, это, помимо прочего, будет означать, что крупнейший в мире производитель Unix-серверов получит в свое распоряжение активы производителя, занимающего вторую строчку в мировой табели о рангах на этом рынке. Может быть, в пересудах о возможном слиянии серверам уделяется и не так много внимания, как технологиям Java или MySQL, однако именно положение дел на рынке Unix-систем должно привлечь внимание регулирующих органов. По оценкам аналитиков IDC, благодаря приобретению Sun корпорация IBM сможет контролировать почти две трети мирового рынка Unix-серверов.
В прошлом году объем продаж Unix-серверов корпорацией IBM достиг 6,4 млрд долл., что составляет 37,2% мирового оборота. Sun Microsystems продала серверов на сумму 4,8 млрд долл., и ее доля находится на уровне 28,1%. На третьем месте обосновалась компания Hewlett-Packard с объемом продаж в 4,6 млрд долл. и рыночной долей в 26,5%. Иными словами, на долю всех остальных приходится менее 10%. Unix-системы, на которые, по данным IDC, в четвертом квартале 2008 года пришлось 36% общего объема продаж на рынке серверов в целом, продолжают подвергаться активному натиску со стороны серверов, работающих под управлением Windows и Linux. Однако многие организации по-прежнему делают ставку на Unix в качестве платформы для критически важных приложений и баз данных. «Корпорация IBM полностью контролирует рынок мэйнфреймов, а после приобретения Sun она сможет установить контроль над значительной частью рынка Unix-систем (особенно если вести речь о продуктах, относящихся к верхней ценовой категории), что не может не вызывать определенной настороженности», — отметил Эд Блэк, президент отраслевой группы Computer & Communications Industry Association, в которую входят, в частности, компании Google, Oracle, Red Hat, AMD и Microsoft. Ведь именно Unix-серверы старшего класса (например, системы HP на базе Itanium и серверы Sun с процессорами UltraSPARC, работающие соответственно под управлением операционных систем HP-UX и Solaris) чаще всего фигурируют в качестве альтернативы мэйнфреймам. «Ни у кого нет сомнений в том, что IBM занимает монопольное положение на рынке мэйнфреймов, — подчеркнул Блэк. — Пользователи хотят иметь какую-то альтернативу, но, если IBM приобретет Sun, корпорация устранит тем самым своего ключевого конкурента».
В силу своего доминирующего положения на рынке мэйнфреймов корпорации IBM приходится периодически сталкиваться с судебными исками. В январе производитель мэйнфреймов T3 Technologies обвинил IBM в нарушении антимонопольного законодательства и обратился в Еврокомиссию с жалобой на то, что корпорация отказалась продавать свою операционную систему z/OS клиентам T3. В IBM эти обвинения отвергли и в свою очередь обвинили T3 в попытке нарушения прав корпорации на интеллектуальную собственность. Вместе с тем Кен Уош, президента еще одной отраслевой группы, Software & Information Industry Association, в состав которой входят IBM, Sun, Oracle и ряд других вендоров, не видит перспектив для инициирования антимонопольного разбирательства, обусловленного возможным слиянием IBM и Sun. «Обвинения в нарушении антимонопольного законодательства обычно предъявляются в случае приобретения доминирующим на рынке поставщиком какого-то небольшого конкурента и последующего использования им своей возросшей мощи для воспрепятствования выходу на рынок других игроков и установления контроля за ценами, — пояснил Уош. — Не думаю, что федеральные регулирующие органы выбросят красные флажки в случае, если IBM и Sun договорятся об объединении. Лично я не вижу здесь никаких проблем. У меня нет абсолютно никаких оснований предполагать, что минюст сочтет нужным блокировать эту сделку». Как бы то ни было, ситуация по-прежнему остается неясной и неопределенной. В конце концов, ведь IBM и Sun могут просто не договориться. Поскольку ни одна из компаний не комментирует ход переговоров, сложно оценить, насколько все это серьезно и как далеко удалось продвинуться сторонам. Если же сделка все же состоится, рассматривать ее, по-видимому, будет Кристин Варни, назначенная президентом Бараком Обамой на должность главы антимонопольного управления Министерства юстиции США.
В свое время Варни защищала интересы компании Netscape Communications. В 1998 году она принимала участие в инициированном минюстом антимонопольном разбирательстве в отношении Microsoft — тогда эту инициативу поддержали как в CCIA, так и в SIIA. На слушаниях в Сенате США, проходивших в начале марта, Варни высказалась за повышение гибкости антимонопольного регулирования, заявив в своем выступлении о необходимости «адаптировать наше мышление к особенностям постоянно развивающихся рынков».