Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Почему у Индии нет своих Google и Facebook?

    Видимые инновации легко найти в технологических продуктах, индийскими же компаниями создается большое количество невидимых инноваций, приводящих мир в движение

    6 октября 2014 19:47, Computerworld.kz
    Рубрики: Мир

    Часто приходится слышать (и тому есть реальные подтверждения), что в трех из шести стартапов Кремниевой долины работают индусы. Но возникает резонный вопрос — почему передовые технологические продукты Google или Facebook появляются на свет без участия представителей Индии?

    Давайте сравним индийских предпринимателей, работающих в технической сфере, с китайскими. Многие культовые ИТ-компании – Huawei, Alibaba, Tencent, Baidu, Lenovo и Xiaomi, превратившиеся сегодня в глобальные или по крайней мере паназиатские бренды, родом из Китая. А где же индийские предприятия, претендующие на глобальное или хотя бы региональное влияние? Чем объяснить этот любопытный факт? Ведь индусы во всем мире славятся своими глубокими техническими знаниями и предпринимательским духом.

    Ветеран ИКТ-индустрии Манодж Чагх, возглавляющий сегодня направление развития бизнеса в компании Tech Mahindra, долго и терпеливо пытался разъяснить мне суть происходящего.

    «Когда премьер-министр Индии Манмохан Сингх приступил к либерализации экономики, индийский сектор ИТ был весьма архаичным и сильно зависел от уже устаревших технологий, – начал Чагх. – Да и сами клиенты были еще недостаточно подготовлены, для того чтобы использовать передовой опыт. Двадцать лет назад в экосистеме ИТ было слишком много рудиментов».

    Но после этого экосистема в Индии вдруг стала развиваться весьма бурными темпами. Как это случилось? «Государство и крупные компании начали проводить серьезные инвестиции в ИТ-сектор, – пояснил Чагх. – Ранее у выпускников факультетов электроники и вычислительной техники была лишь одна надежда: заняться перспективными разработками за границей или попытаться найти там себе работу. Это было время великой утечки индийских мозгов. Однако в годы либерализации экономики сложившуюся тенденцию удалось переломить. И сегодня в индийском ИТ-секторе работают свыше 3 млн человек. Давайте вспомним историю аутсорсинга. Ведь Индия сыграла в этом процессе очень важную роль, поставляя таланты всему миру. Поначалу клиентов привлекала здесь главным образом возможность сэкономить. Действительно, стоимость услуг является очень важным фактором, но не единственным. И сегодня западные компании продолжают сотрудничать с индийскими предприятиями, принимая во внимание не только стоимость, но и качество. Утверждение, что Индия очень богата талантами, ни у кого возражений не вызывает».

    Одной из интересных особенностей индусов является их способность к переучиванию. «Допустим, вы долгое время занимались технологией X, а тут вдруг внезапно появляется технология Y, – пояснил Чагх. – Как заставить людей забыть то, что они знали до сих пор, и взяться за изучение чего-то совершенно нового? Как помочь специалистам, изучавшим Кобол, в освоении Си и C++? А затем – в изучении Java и Microsoft. Net. Сегодня им же приходится изучать уже облачные технологии. Для индусов все это стало уникальным опытом. Думаю, что адаптивность индийской системы образования является ее важным преимуществом. Вы привыкаете к этому еще в школе, изучая сразу несколько языков. И приобретаете навыки адаптации».

    «Компании приходят в Индию, чтобы сэкономить, остаются здесь из-за качества, а инвестируют в инновации, – заметил Чагх. – Как индийские (Tech Mahindra), так и глобальные (Microsoft) предприятия стараются стимулировать поиск и внедрение инноваций в своих рядах. Это может осуществляться через фонды ускорения развития, различные конкурсы, а также при помощи финансовых и других средств мотивации сотрудников. Многие утверждают, что в Индии нет технологий создания передовых продуктов. Где вы видите здесь Google? Где Facebook? Но если повнимательнее присмотреться к тому, что делают индийские поставщики ИТ-услуг, становится ясно, что в клиентских процессах очень много инноваций. Они не нашли выражения в продуктах, поэтому их нельзя пощупать, но мы ощущаем их в сердце и ритме всех тех компаний, которые поддерживают индийские поставщики ИТ-услуг. Независимо от того, идет ли речь о системе резервирования авиабилетов, о проектировании воздушных судов или об управлении сетью поставщиков, при обслуживании соответствующих клиентов инновации присутствуют всегда».

    «Инновации в ИТ – это не обязательно построенный вами яркий бренд, – заметил Чагх. – Видимые инновации легко найти в технологических продуктах, индийскими же компаниями создается большое количество невидимых инноваций, приводящих мир в движение. Крупнейшие телекоммуникационные операторы, самые популярные торговые сети, ведущие фармацевтические корпорации мира – все они получают определенную выгоду от тех ИТ-услуг, которые предоставляют им индийские компании. По условиям соглашения о конфиденциальности, мы не имеем права перечислять созданные нами инновации, но мне бы не хотелось, чтобы они оставались незамеченными».

    «Мобильные технологии играют очень важную роль в индийских преобразованиях, – подчеркнул Чагх. – Они имели огромное значение для формирования крутой траектории роста. Я убежден в том, что ИТ и в дальнейшем будут способствовать росту в Индии. Где эти перемены находят отражение? Изменения происходят повсюду в Интернете. Первая волна охватывала строительство инфраструктуры. Вторая привнесла дополнительные ценности, заложенные в продуктах, – все эти «гуглы» и «амазоны» развернули на базе уже имеющейся инфраструктуры собственные технологические богатства. В третьей волне вы увидите, что Интернет активно интегрируется в структуру общества, внося фундаментальные изменения в сферы здравоохранения и образования и помогая давать ответ на все те вызовы, с которыми нам приходится сталкиваться. Со временем здесь произойдут очень серьезные сдвиги».