Motorola. Возвращение
В прошлом году компания увеличила продажи смартфонов более чем в два раза
Благодаря популярным смартфонам Moto G и Moto E компания Motorola Mobility неожиданно для многих сумела восстановить свои пошатнувшиеся позиции, но обостряющаяся конкуренция и довольно туманные перспективы вхождения в состав Lenovo не позволяют говорить о долговременном прояснении ситуации.
Что нового принес Motorola нынешний год? По данным ABI Research, во втором квартале компания продала 8,6 млн смартфонов, увеличив свои поставки по сравнению с предыдущим кварталом (за первые три месяца было продано 6,5 млн устройств) и удвоив их по сравнению с результатами за тот же период годом ранее.
Конечно, цифры эти уступают достижениям Apple и Samsung, которые во втором квартале продали соответственно 35,2 млн и 75 млн смартфонов. Тем не менее Motorola сумела существенно выправить ситуацию, во что еще год назад мало кто верил.
«Чудесное возрождение, откровенно говоря, стало для меня сюрпризом, – признался один из руководителей ABI Research Ник Спенсер. – Я никак не ожидал, что Motorola сумеет добиться столь весомых успехов».
С ним согласен и директор компании CCS Insight по исследовательской работе Бен Вуд.
«Если бы вы спросили меня о перспективах Motorola год назад, я бы ответил, что компания неуклонно приближается к полному забвению», – подчеркнул он.
Своим возвращением Motorola лишь частично обязана компании Google, которая три года назад объявила о приобретении производителя мобильных устройств. Эта сделка вдохнула в Motorola новую жизнь, но в бизнес-планах нового владельца Motorola стояла явно не на первом месте, и сегодня Google собирается продать это подразделение Lenovo.
Прошло более двух лет, прежде чем Motorola в составе Google сумела представить устройство, которое хоть как-то привлекло внимание клиентов. Продуктом этим стал телефон старшего класса Moto X, однако использование не самой современной элементной базы и ставка на программные функции привели к тому, что устройство не пользовалось особой популярностью у покупателей.
Тем не менее благодаря выпуску LTE-версии этого смартфона, Moto G, и модели Moto E продажи Motorola пошли в гору. Компания внезапно нашла удачную для себя формулу, предлагая по низким ценам продукты, вполне устраивавшие по своему функционалу многих потребителей.
«В условиях, когда рынок флагманских смартфонов стал сужаться, а многие клиенты стали нацеливаться на приобретение устройств без контракта с операторами мобильной связи, модели Motorola Moto E и G пришлись весьма кстати», – пояснил Вуд.
Стратегия сочетания вполне приличных спецификаций с низкой ценой – не единственная причина стремительного возвращения Motorola. По мнению научного директора Gartner Роберты Коцца, немалую роль сыграло и отсутствие загроможденного интерфейса, присущего многим другим продуктам Android. Рынок США остается важнейшим для Motorola, но росту продаж в немалой степени способствовали также успех компании в Индии и ее возвращение в Европу.
Ожидается, что в ближайшее время на смену Moto G и Moto X придут новые модели. Однако, учитывая растущий интерес к смартфонам младшего класса, Moto G предстоит столкнуться и с ужесточающейся конкуренцией.
«В настоящее время Motorola все делает очень хорошо, но за ее успехом с нескрываемым интересом наблюдают другие поставщики , – указал Вуд. – Думаю, что до конца текущего года ведущие производители представят целый ряд доступных по цене устройств Android».
Компания Samsung заметно активизировала усилия в нижнем сегменте рынка. Samsung по-прежнему остается крупнейшим в мире производителем смартфонов, хотя второй квартал выдался для нее очень нелегким.
Свои дивиденды от растущей популярности доступных устройств извлекают и местные звезды, к которым относятся в первую очередь Xiaomi в Китае и Micromax в Индии. Впрочем, Xiaomi активно стремится конвертировать свой локальный успех в развитие международного бизнеса.
По мнению аналитиков, у Moto G хорошие шансы превратиться в очередной хит даже в условиях роста конкуренции. А вот Moto X добиться успеха в верхнем сегменте рынка будет значительно сложнее.
«Сегмент этот весьма насыщен, и удержаться в нем крайней тяжело, – пояснила Коцца. – С другой стороны, сейчас клиенты здесь обращают внимание не только на продукцию Samsung, но и на другие бренды».
Посмотрим, как сложится судьба Motorola в составе Lenovo. Пока сделка находится в процессе утверждения регулирующими органами, и ожидается, что она будет завершена до конца текущего года.
«Похоже, в Lenovo сделали очень грамотный ход, приобретя Motorola именно сейчас, – заметил Вуд. – Компания Microsoft после покупки Nokia вынуждена сокращать персонал и снижать затраты, чтобы вернуть производителю рентабельность. Google с этим тоже немало пришлось помучиться. Возможно, сегодня Motorola и продолжает терять деньги, но теперь эта компания нацелена на самую оживленную часть рынка».
Lenovo предстоит выбрать правильную стратегию в плане использования торговых марок. Десять лет назад, купив у IBM бизнес ПК, компания получила в свое распоряжение только марку ThinkPad, но эта марка обладала отличной репутацией. Сегодня Lenovo придется как-то делить рынок между собственным брендом Vibe и брендом Moto, решая попутно, каким образом лучше использовать название Motorola.
В одном можно быть уверенным совершенно точно: претендуя на возрождение Motorola, Lenovo не может позволить себе тратить время на длительный процесс интеграции. Компании нужны налаженные каналы поставок, и ей лучше следовать уже проторенным путем, чем пытаться его переосмысливать.
«Кроме того, Lenovo не стоит чересчур усердствовать в попытках удешевить себестоимость продуктов Motorola, поскольку цвет, материал и общее впечатление имеют исключительно важное значение для успешных продаж в этом ценовом диапазоне, – считает Вуд. – Сравнивая смартфоны Motorola с собственными продуктами Lenovo на платформе Android, я вижу, что устройства китайского производителя вряд ли сумеют взять столь высокую планку».