Поисками исчезнувшего самолета занялся подводный робот
Автономный глубоководный аппарат Bluefin-21 был направлен к месту вероятного крушения пропавшего рейса 370
Отчаявшись услышать какие-либо сигналы с пропавшего малайзийского авиалайнера Boeing 777, участники поисковой операции решили использовать автономного глубоководного робота, напоминающего по форме торпеду.
«Думаю, сейчас уже настало время погрузиться вглубь океана, – заявил отставной главный маршал авиации Ангус Хьюстон, возглавляющий австралийский центр Joint Agency Coordination Center. – Хотел бы сразу оговориться: надежд на то, что спуск под воду аппарата Autonomous Underwater Vehicle поможет обнаружить обломки воздушного судна, очень мало. Тем не менее глубоководный робот – лучшее, что у нас есть, и мы не можем не воспользоваться одним из последних средств, остающихся в нашем распоряжении».
На прошлой неделе участники поисковой операции зафиксировали электронные сигналы, которые могли исходить от исчезнувшего лайнера Malaysia Airlines, и решили сузить район поиска. Однако примерно шесть дней назад сигналы пропали.
Батареи были рассчитаны на то, чтобы устройства излучали высокий уровень сигнала на протяжении 30 дней с момента первоначального их погружения в воду. Между тем уже идет 38-й день поисков.
В них принимают участие 11 военных самолетов, один гражданский и 15 кораблей. Рейс 370, на котором летело 239 человек, пропал 8 марта.
По словам Хьюстона, через два-три дня надежды найти какие-то следы крушения на поверхности воды в вероятной зоне поисков уже практически не останется. Шансы обнаружить плавающие обломки или материалы стремительно тают.
Теперь ведущая роль в поисковой операции будет отводиться автономному роботу Bluefin-21.
Роботизированный аппарат Bluefin-21, построенный на предприятии Bluefin Robotics и принадлежащий компании Phoenix International Holdings, был спущен на воду австралийским судном «Океанский щит». На борту Bluefin-21 имеются батареи, камеры и датчики, а также гидролокатор и эхолот, все это должно помочь обнаружить следы обломков и признаки якоря или части самолета, цеплявшиеся за океанское дно.
Робот оснащен приемником GPS и флэш-накопителем емкостью 4 Гбайт, на который записываются все собранные данные.
В распоряжении робота имеется трехмерная карта морского дна высокого разрешения.
По словам Хьюстона, аппарат Bluefin-21 можно неоднократно спускать на морское дно на срок больше суток. «При помощи автономного двигателя достигнуть дна океана можно примерно за два часа, – пояснил он. – Затем на протяжении 16 часов робот выполняет поставленные ему задачи. Еще два часа занимает возврат на поверхность и четыре часа – загрузка и анализ собранных данных».
Во время первого погружения Bluefin-21 обследовал участок площадью почти 65 квадратных километров. Поисковая зона расположена приблизительно в 2100 км к северо-востоку от австралийского города Перт.
«Конкретное местоположение зоны поисков будет определяться тем, что мы обнаружим на океанском дне, – указал Хьюстон. – При каждом очередном спуске аппарат обследует определенную площадь. Дальнейшее перемещение производится с учетом полученных результатов».
Робот управляется программным обеспечением на платформе Windows, которое осуществляет планирование задач, их мониторинг и выполнение, поддерживает связь с аппаратом, организует манипулирование данными и их последующий анализ.