Gartner: ИТ-директора — ключ к «цифровому успеху»
Как выяснили аналитики, ИТ-руководитель — лучший, кто может объяснить высшему руководству компаний реальную значимость цифрового бизнеса
Как показал опрос, проведенный аналитиками Gartner, ряд генеральных директоров считают, что управлять цифровым бизнесом следует совместно нескольким руководителям, но значительная часть возлагают эти обязанности на директора информационной службы.
Опрос проводился в конце 2013 года, в нем приняли участие 410 топ-менеджеров. Результаты согласуются со статистикой, опубликованной недавно по результатам опроса CIO 100, согласно которой большинство ИТ-директоров в Великобритании берут на себя роль руководителей цифрового бизнеса в своих оганизациях, а в других случаях цифровая сфера влияния поделена между несколькими топ-менеджерами. В некоторых организациях специально создают должность «цифрового директора» — Chief Digital Officer.
В ходе собеседований в Gartner задавали вопрос о том, кого бы респонденты назначили ответственным за руководство цифровыми инновациями на предстоящие два года, и в случаях, когда называли какого-то одного руководителя, чаще это был ИТ-директор.
Марк Раскино, вице-президент Gartner, отмечает: «То, что от ИТ-директоров ждут, что они станут главными двигателями цифрового бизнеса, это сюрприз и серьезная перемена в расстановке акцентов. Цифровой бизнес тесно связан с инновациями, ориентированными на клиентов. В последнее десятилетие на ИТ-директоров и отделы ИТ в целом нередко возлагали обязанности по управлению расходами на ИТ и обеспечению качества сервисов, но не требовали от них активного участия в инновации и разработке бизнес-стратегии. Внезапная смена требований может привести к разочарованиям и, возможно, к отставкам».
Исследования Gartner стоит воспринимать осторожно — после шокирующего доклада о том, что директора по маркетингу к 2017 году начнут тратить на ИТ больше, чем ИТ-директора. Однако что касается нового доклада Gartner, похожие выводы были сделаны по результатам исследований, проводившихся британским изданием CIO Magazine и компанией Forrester.
Согласно опросу CIO 100, проведенному в начале апреля, в 12% организаций за цифровой бизнес отвечает специально назначенный руководитель, но в 36% такого руководителя нет, а в 22% ИТ-директора указали, что отчасти это их обязанность. В 14% сообщили, что цифровое руководство делится между несколькими топ-менеджерами или осуществляется совместно ИТ-директором и директором по маркетингу.
Аналитики Forrester, в свою очередь, в ноябре прошлого года опубликовали исследование, посвященное директорам по цифровым технологиям, выводом которого стало то, что такая должность не обязательна, но при этом организациям все же нужен куратор по цифровым технологиям, и с этой ролью в компаниях, имеющих определенный уровень цифровой зрелости, с успехом справляется тандем из ИТ-директора и директора по маркетингу.
В докладе Gartner же высказывается мнение, что лучше всего, когда обязанности такого куратора выполняет ИТ-директор.
«Многие бизнес-руководители все еще не понимают, что такое цифровой бизнес, и какие серьезные перемены он принесет в самом ближайшем будущем, — полагает Раскино. — Одна из важнейших вещей, которую ИТ-директор может сделать в предстоящие год-два, это устранить имеющий место огромный пробел в знаниях, проводя просветительскую работу среди совета директоров, топ-менеджеров и руководителей среднего звена. После десятилетия, когда ИТ привыкли считать коммунальной услугой, которую по большей части можно получать путем аутсорсинга, многие бизнес-руководители оказались в невыгодном положении. Их представления о переменах, которые возможны благодаря технологиям, недостаточно полны. Им недостает навыков проведения глубоких изменений бизнеса при поддержке технологий».