Террористическая угроза World of Warcraft
Агентство национальной безопасности США опасается, что сетевые игровые платформы могут быть использованы террористами для налаживания связи и подготовки атак
Американские и британские спецслужбы убеждены в том, что в сетевых играх помимо эльфов, гномов и троллей находят приют и вполне реальные террористы.
В последние несколько лет специалисты Агентства национальной безопасности США и их английские коллеги из Управления правительственной связи организовали секретную слежку за деятельностью любителей сетевых игр, объединяющих несколько участников, – World of Warcraft, Second Life и т.д.
Ходят слухи, что мониторинг подобного рода помог в проведении целого ряда контртеррористических операций. Публикуя документы, полученные от бывшего сотрудника АНБ Эдварда Сноудена, New York Times отмечает, что, по мнению спецслужб, террористы могут использовать сети подобного рода для организации связи, пересылки денег и подготовки атак по всему миру.
Специалисты Агентства национальной безопасности и Управления правительственной связи активно осваивают территорию сетевых игр, создавая персонажей, способных оказывать им помощь в вербовке информаторов и перехвате сообщений, которыми обмениваются игроки.
Поскольку при проведении финансовых операций боевики довольно часто используют приемы, применяемые персонажами компьютерных игр, американские и британские спецслужбы всерьез опасаются присутствия террористов на игровом поле.
Последние разоблачения Сноудена показывают, что АНБ организовало секретный сбор информации о любителях игр в США и тайное наблюдение за их деятельностью.
Газета Washington Post пишет, что агентство ежедневно собирает сведения о местоположении миллионов сотовых телефонов в самых разных странах мирах, в том числе и о телефонах граждан США, находящихся за границей.
В качестве основания для сбора сведений такого рода фигурирует указ, подписанный президентом США Рональдом Рейганом в 1981 году. Правозащитники, со своей стороны, заявляют, что слежка за гражданами США и сбор информации о них без решения суда антиконституционны.
Бывший сотрудник АНБ Джон Пескаторе, занимающий ныне должность директора SANS Institute по перспективным технологиям, отметил, что лично он в разведывательных операциях, проводимых АНБ в игровых сетях, не видит ничего удивительного. «Правоохранительные органы и разведслужбы говорили об использовании электронных сервисов AOL и Compuserve террористами и преступными элементами еще много лет назад, – указал он. – Поэтому я не удивлен тем, что они держат мир сетевых игр под своим наблюдением, ведь это всего лишь одна из разновидностей электронных сервисов».
По сообщениям Times, документы, собранные Сноуденом, свидетельствуют о том, что Агентство национальной безопасности и Управление правительственной связи проявляли активный интерес к миру сетевых игр в 2007 и 2008 году.
В одном из документов, относящихся к тому времени, описывается, каким образом при помощи мониторинга World of Warcraft сотрудники АНБ собирают информацию о пользовательских учетных записях, персонажах и объединениях, связанных с исламскими экстремистскими группами.
В документе указывается, что интересующие АНБ субъекты активно играют в World of Warcraft и другие компьютерные игры. Однако свидетельств какой-либо их деструктивной деятельности в игровых сетях обнаружено не было.
В 2008 году британское Управление правительственной связи выявило преступную группу, использовавшую игровую платформу Second Life для продажи украденной информации о кредитных картах. Соответствующие сведения были переданы лондонской полиции. Аналогичное изучение World of Warcraft помогло британской спецслужбе найти в сети инженеров, ученых, резидентов зарубежной разведки и водителей посольства, многие из которых, очевидно, рассматривались в качестве потенциальных целей для вербовки.
В 2009 году разведывательная деятельность стала еще более интенсивной. В одном из эпизодов Управление правительственной связи Великобритании, проверяя возможности своей сети, три дня подряд изучало информацию, содержащуюся в сообщениях, конференциях, данных, передаваемых по каналам связи, и в финансовых транзакциях.
В опубликованных средствами массовой информации документах не содержится сведений о том, каким образом сотрудники АНБ и их коллеги из других стран получают доступ к учетным записям игроков и данным, пересылаемым по каналам связи. Нет здесь и информации о количестве игроков, находящихся под присмотром спецслужб, а также о том, данные какого рода собираются о других американцах.
Разработчики игровых платформ, похоже, ничего не знают о прослушивании. Создатели World of Warcraft, к примеру, утверждали, что ни представители Агентства национальной безопасности США, ни сотрудники Управления правительственной связи Великобритании не вступали с ними в контакт и не информировали о сборе каких-либо сведений в их сетях.