Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Word отмечает тридцатилетие своей работы и на пенсию не собирается

    Несмотря на наличие немалого числа конкурентов, позиции текстового процессора Microsoft по-прежнему выглядят незыблемыми

    7 ноября 2013 08:18, Computerworld.kz
    Рубрики: Мир

    Microsoft Word существует уже три десятилетия, и, хотя сегодня он господствует на рынке текстовых редакторов, ему приходится отражать настойчивые атаки «облачных» соперников, менее дорогостоящих и вовсе бесплатных.

    За расположение пользователей Word борется несколько альтернатив, включая Google Docs, IBM Docs и бесплатный Apache OpenOffice Writer. Они довольно хорошо известны, но все же не очень широко применяются, практически не отнимая у Word его верную клиентскую базу.

    Проблема для конкурентов в том, что Word правит в мире текстовых процессоров так долго, что формат его документов стал фактическим стандартом, отмечает Майкл Сильвер, аналитик Gartner. Существует базовый набор возможностей, нужных заказчикам, а другие их практически не интересуют, полагает он, поэтому соперникам трудно привлечь пользователей новой функциональностью. Но альтернативные текстовые процессоры могли бы отбирать клиентов, предлагая эти базовые возможности дешевле. Например, пакет Office Professional 2013, включающий в себя Word, можно загрузить с Amazon за 261,5 долл., тогда как OpenOffice с Writer бесплатен.

    Однако, несмотря на это, текстовый редактор Microsoft не теряет лояльности пользователей, поскольку только Word способен отображать созданные в нем документы в первозданном виде. «Нет ни одного продукта, который способен в точности как Word воспроизвести документ его формата», — уверен Силвер.

    Неспособность альтернатив составить конкуренцию Word подтверждается результатами опроса об использовании офисных пакетов, проведенного Forrester Research среди ИТ-руководителей. Два года назад аналогичное анкетирование показало, что в 13% организаций применялся OpenOffice или LibreOffice, однако в нынешнем году таких предприятий осталось лишь 5%, говорится в докладе Office 2013 and Productivity Suite Alternatives, подготовленном аналитиком Forrester Филиппом Кархером.

    Как подчеркнули 77% участников анкетирования, обязательной особенностью применяемого ими офисного пакета должна быть совместимость с форматами Office.

    В течение года 38% опрошенных, по их словам, начнут пользоваться самой новой версией пакета — Office 2013, и большинство из тех, кто применяет более ранние версии, сообщили, что получат обновление по имеющейся лицензии. При этом у половины респондентов переход на очередную версию Office занимает от года до полутора лет.

    Вызов Microsoft бросают веб-альтернативы наподобие Google Docs и IBM Docs, и корпорация в ответ создала Office Web Apps. Пользовательская база веб-приложений Google довольно велика. «Функциональность веб-версии Word гораздо беднее, чем у Google Docs, — указывает Сильвер. — В последние несколько лет пользователи планшетов пробуют Office Web Apps, но не получают всего, чего хотелось бы. В веб-версии Office всего три или четыре вкладки с наборами функций, тогда как в нативной версии их девять».

    И все же Word остается стандартом. Даже конкуренты Microsoft приводят совместимость с Word и другими приложениями Office в качестве коммерческого аргумента. «Начинаете ли вы с нуля или привыкли к Microsoft Office, вы сможете воспользоваться IBM Docs для командной работы», — говорится в рекламном ролике IBM.

    Office 365, который предлагается как в сугубо онлайн-вариантах, так и в виде пакета, содержащего онлайн- и настольные приложения, не уступает по возможностям конкурентным продуктам. Как заявляют в Microsoft, Office 365 пользуется успехом: меньше чем через два года после появления это уже бизнес с оборотом 1,5 млрд долл., и сейчас подписка на Office 365 обеспечивает корпорации четверть объема продаж Office 2013.

    В Microsoft стремятся заинтересовать заказчиков облачными приложениями, поскольку они автоматически предоставляются в самых новых версиях, тогда как обновления настольных вариантов пользователи нередко пропускают. «Нативные приложения не обеспечивают Microsoft рост бизнес-результатов», — отмечает Кархер . Затраты на обновление до очередных версий Office сопоставимы с подпиской на Office 365, однако подписная модель гарантирует Microsoft более постоянный доход. «Корпорации выгоднее, если заказчики будут постоянно платить за доступ, а не обновлять локальную версию Office раз в три года», — поясняет Кархер.

    Microsoft пытается «привить» привычку к Word, предлагая недорогие и бесплатные версии Office 365 для студентов. Учащиеся вузов могут подписаться на четыре года всего за 80 долл., а университеты, оформляющие подписку на Office 365 для преподавательского состава, получают ее и для студентов — бесплатно.

    Word, входящий в состав Microsoft Office, по-прежнему пользуется успехом, но уже явно находится под угрозой, полагает Сильвер, учитывая, что продажи ПК снижаются, и планшеты со смартфонами обходят их по популярности. «Вследствие обострения конкуренции на мобильном рынке развитие событий должно ускориться, — полагает он. — Выяснится, будет ли разработан вариант Office для iPad и будет ли он поддерживать полный набор функциональности».

    В самой Microsoft утверждают, что откладывают выпуск Office для iPad до тех пор, пока пакет не будет оптимизирован для тактильного интерфейса Windows 8.1. Тем самым в корпорации, по сути, вынуждают пользователей iPad, желающих работать в Word, подписываться на Office Web Apps.

    Одновременно Microsoft приходится решать дилемму с дальнейшим развитием Word: как добавлять новшества, не вызывая недовольства пользователей, которые привыкли к прежнему виду приложения. Например, в 2007 году Microsoft изменила интерфейс офисного пакета в попытке упростить поиск функций, однако давние пользователи жаловались, что все изменилось, и они не могут найти привычные возможности на прежнем месте. «Word — типичный образец дилеммы инноватора. Если внести слишком серьезные изменения, это уже будет не тот продукт, к которому привыкли его пользователи», — напоминает Сильвер.

    Word имеет массу возможностей, которыми многие не пользуются и даже не знают о них. Microsoft добавляет новшества с каждым релизом, но некоторые пользователи применяют лишь малую их часть, а иные даже не в курсе, что именно добавилось, полагает аналитик.

    Пользователи мобильных устройств все больше привыкают находить индивидуальные приложения для конкретных задач, а универсальные пакеты им уже не нужны, считает Кархер.

    Но несмотря ни на что, поскольку Word прочно «вошел в привычку», как и другие приложения Office, он остается сильным соперником. «Microsoft с каждым релизом все теснее интегрирует Word с другими приложениями, такими как SharePoint, Lync и Exchange, — отмечает Сильвер. — Вследствие этого влияние Word растет, и переходить на что-то еще становится сложнее».

    В результате соперникам Microsoft, пытающимся переманить пользователей Office, это удается все хуже. «Никто из клиентов Gartner не отказывается от Word», — признается аналитик.