IDC: Большие Данные задержат появление автомобилей-роботов до 2040 года
Многие участники автомобильной индустрии захотят иметь доступ к генерируемой автономными машинами информации, но потребители будут сопротивляться ее раскрытию
Недавние достижения в области технологий автономных транспортных средств породили оптимистичные ожидания.
В Google, чей прототип автомобиля-робота проехал уже около 500 тыс. км без аварий, заявляют, что рассчитывают выпустить автономные машины на дороги уже в ближайшие три-пять лет. Но другие участники отрасли более сдержанны в своих прогнозах. По оценкам Билла Форда, исполнительного председателя совета директоров Ford Motor, полностью автономные транспортные средства станут обычным явлением на американских дорогах лишь к 2025 году.
Но даже и этот срок может быть слишком оптимистичным, полагает Шейла Бреннан, программный менеджер IDC в области стратегий жизненного цикла продуктов. Она руководит исследованием, задача которого — спрогнозировать сроки выхода на рынок автономных транспортных средств. По ее мнению, и в Ford, и в Google не ошибаются в прогнозах о том, что автомобили-роботы будут готовы к выпуску на улицы уже в ближайшие несколько лет, однако, поскольку этому мешает слишком много барьеров, на массовый рынок такие машины выйдут только где-то в 2040 году.
«На мой взгляд, сначала придется переработать массу нормативных актов и преодолеть множество проблем с конфиденциальностью и безопасностью, а также с интероперабельностью, — поясняет она. — А автомобильная отрасль в целом во многих отношениях весьма инертна».
Сложности, связанные с приватностью, защитой информации и безопасностью, — первое, что приходит в голову при обсуждениях, касающихся автономных машин. Но есть и еще одна не менее важная проблема, создающая немало открытых вопросов.
«Речь идет о крайне ценных данных, генерируемых такими автомобилями, — объясняет Бреннан. — Пока неясно, как к выдаче этой информации отнесутся потребители».
Некоторые производители уже сейчас на уровне контрактов оговаривают вопросы конфиденциальности и использования данных, сгенерированных автономными машинами, утверждает она. Покупателя просят подписать документ, предоставляющий компании право использовать данные автомобиля, в том числе о маршрутах, скорости передвижения, состоянии различных узлов и т. д. Скорее всего, производители, которые будут выпускать автономные машины, сохранят практику заключения подобных договоров.
«Весьма вероятно, что производители при продаже таких автомобилей будут просить вас подписывать толстую пачку документов, чтобы заручиться вашим согласием на отказ от приватности, — говорит Бреннан. — Это может стать общепринятой нормой».
Позиции самих покупателей могут разделиться, полагает она. Потребители, легкомысленно относящиеся к приватности, особенно выросшая в эпоху социальных СМИ молодежь, могут подчиниться требованиям производителей в обмен на удобство. Но покупатели, озабоченные приватностью, будут сильно сопротивляться подобным требованиям, тем более что за годы разработки автомобилей-роботов появится масса информации по проблеме конфиденциальности Больших Данных.
«Мне кажется, в данной области необходимы какие-то радикальные новшества, — отмечает Бреннан. — Например, потребители могут согласиться предоставлять доступ к своим данным какой-то одной сторонней компании, а затем давать или не давать ей полномочия на раскрытие информации для каждой запрашивающей стороны».
От того, какими будут взаимоотношения между производителями автомобилей и потребителями в ближайшие десять лет, зависит, насколько быстро машины-роботы попадут на дороги. Ситуация осложняется колоссальной ценностью самих данных. Автономные машины генерируют очень подробную информацию о поведении потребителя, которая будет использоваться не только автомобильными и страховыми компаниями, но также рекламодателями и городскими властями, полагает Бреннан. Неизвестно, захотят ли производители или кто-то еще, кто получит в свое распоряжение эти данные, соблюдать приватность потребительских сведений, отказавшись от потенциально прибыльных соглашений об обмене информацией.
«Мне кажется, наибольшие трудности возникнут в связи с многообразием партнерских соглашений, которые придется заключать для управления данными такого рода, а также с решением вопросов владения этими данными, — добавляет Бреннан. — На мой взгляд, самое сложное будет состоять в формировании сети партнерских связей и разрешении противоречий, касающихся прав на анализ информации».