Sharp — 100 лет. Что дальше?
Компания переживает кризис управления, вплоть до разговоров о скором банкротстве
Есть определенная закономерность в том, что компания Sharp, акции которой давно и твердо находятся в красной зоне, которая имеет огромные долги, которая сокращает рабочие места и снижает зарплаты и склады которой забиты товарами, неспособными пробить себе путь на жестоком рынке жидкокристаллических телевизоров, так настойчиво продвигает семейство пылесосов с голосовым управлением.
Все 100 лет работы компания строила свое будущее на воплощении самых смелых идей.
Достаточно начать с того, что основал ее конструктор-самоучка Токиши Хаякава. Его первым изобретением, предложенным в 1912 году, была защелкивающаяся пряжка для ремня. Ему было суждено потерять компанию, но он сумел восстановить ее, хотя еще несколько раз вновь подходил почти вплотную к краю пропасти. Хаякава придерживался очень простого подхода — изобретать не останавливаясь, пока что-то не найдет спроса.
«Периоды спада — лучшее испытание для человека. По-настоящему блестящие идеи приходят тогда, когда мы в нужде», — говорил Хаякава, скончавшийся в 1980 году.
Истории об основателях компании сейчас не лучшим образом напоминают рождественские сказки, но они, образно говоря, уже впитались в кровь Sharp. Компании есть чем гордиться в своей истории: первое радио, созданное в Японии, первые калькуляторы с большими интегральными схемами и жидкокристаллическими экранами, первые видеокамеры с ЖК-экранами, первый сотовый телефон потребительского класса со встроенной камерой и, конечно, множество первоклассных, часто уникальных в своем классе телевизоров. И почти в каждой новинке было что-то такое, что можно было бы расценивать как неудачную шутку или издевательство: на калькуляторе устанавливались миниатюрные счеты, настольный телевизор с двумя экранами, направленными в противоположные стороны, «недосчитывался» второго приемника, фен по причудливой логике объединялся с бритвой, а холодильник — с микроволновой печкой... Теперь же компания намеревается заполнить рынок говорящими пылесосами.
Компания испытывает острые финансовые затруднения после избыточных вложений в производство жидкокристаллических панелей. Потери в текущем году грозят составить 3 млрд долл. Компания имеет огромные долги, ее статус снижен до мусорного, недвижимость заложена для получения экстренного кредита, уже сокращено 5 тыс рабочих мест и снижены зарплаты оставшимся сотрудникам.
Трудно даже предположить, как Sharp удастся восстановиться при теперешнем бедственном положении, но в компании планируют вернуться к корням и сделать новую попытку. В связи с отсутствием средств отменены какие бы то ни было празднования 100-летней годовщины. Руководство ограничилось лишь коротким обращением президента Такаши Окуда, посвященным выдающимся возможностям, которые открываются перед смелыми изобретателями.
«Мы стремимся найти новые пути роста, открывающие перед нами блестящее будущее, намерены превратить компанию в законодателя стиля жизни и предложить новинки, изменяющие образ жизни и работы людей. В работе над продуктами мы будем смотреть на них глазами покупателей и в то же время постараемся заложить новые традиции», — сказал он.
Sharp ведет переговоры с Hon Hai, родительской компанией тайваньского производителя Foxconn Electronics, о получении инвестиций в обмен на 10% своих акций. О сделке было объявлено в мае, но она была отменена, когда акции Sharp обесценились. Терри Гоу, председатель совета директоров Hon Hai, занимает в этих переговорах все более жесткую позицию. Любая плохая новость из Японии укрепляет его положение и дает возможность требовать от Sharp по-настоящему кабальных условий.
Многие инвесторы утверждают, что компания вскоре обанкротится. Но она уже не раз подходила к черте и, как показывает ее 100-летняя история, всегда находила силы выправиться.
В 1923 году производство изобретенного Хаякава механического карандаша было прекращено из-за землетрясения в Токио. Это землетрясение силой в 7,9 балла вызвало пожары, несколько дней не прекращавшиеся в предместьях Токио, застроенных деревянными домами. Погибло свыше 100 тысяч человек, сам изобретатель потерял жену и двоих детей. Его фабрика была уничтожена, и позже он переехал в Осаку, чтобы выплачивать долги.
Он смог восстановить компанию, поставив практически все на модное направление — радио. На этом рынке действовало уже больше 80 компаний в одной Японии. Но в годы разрухи после Второй мировой войны рынок почти сошел на нет. В 1950 году компания оказалась в ситуации, очень похожей на нынешнюю: чрезмерные вложения в продукт массового потребления, большие потери на фоне долгов и все более ужесточающееся давление со стороны банков.
Как и теперь, компании пришлось сократить численность сотрудников, но она сохранила достаточно средств, чтобы выжить и продолжать вкладывать в инновации. Компания перестроила производство на радио для военных целей. Когда началась война в Корее, Sharp стала получать огромные заказы от США и восстановила рентабельность.
«Хаякава расценил бы настоящее положение компании как поворотную точку, шанс двинуться в новом направлении, — сказал Ациши Окитсу, один из создателей выставки, посвященной основателю компании, в Музее предпринимательства в Осаке. — Если бы не землетрясение в Токио, Sharp, возможно, до сих пор выпускала бы карандаши».
В 1952 году Sharp попыталась разработать собственный телевизор, рассчитывая избежать закупки технологий у других компаний. Экспериментальное устройство оказалось вполне удачным, но в компании решили, что она уже слишком отстает, и закупили лицензию на черно-белую технологию у американского производителя RCA. Спустя 30 лет, в 1986 году, оставив RCA далеко позди, Sharp продемонстрировала свой первый жидкокристаллический телевизор. Это была модель с диагональю 3 дюйма, разрешением 92 тыс пикселов, и это была уже собственная разрабтка.
Компания активно вкладывала средства в жидкокристаллическую технологию и получала прекрасную отдачу — до 2008 года. Прибыли держались на рекордном уровне пять лет, а телевизоры марки Aquos получили признание во всем мире. На продвижение своей марки на мировом рынке компания истратила 121 млрд долл., построив два крупных завода за последние десять лет, в расчете главным образом на будущие прибыли.
Но время было уже другое. По данным исследовательской фирмы NPD DisplaySearch, средняя цена 32-дюймовой жидкокристаллической панели для телевизора упала с 1770 долл., как это было в 2003 году, до 144 долл. в текущем году.
Впрочем, все больше полагаясь на производство жидкокристаллических панелей, которое составляло в прошлом году 20% оборота и ввергает компанию во все большие потери, Sharp сохраняет верность традициям и осваивает весьма смелые новинки. Недавно она предложила семейство домашних паровых печек Healsio, в которых пища готовится с помощью перегретого пара, очистителей воздуха путем обработки электричеством высокого напряжения Plasmacluster и, наконец, Cocorobo — «говорящих» пылесосов.
Всю минувшую неделю Sharp предпринимала отчаянные попытки найти финансирование, чтобы встретить 100-летнюю годовщину в действующем состоянии, и завершила ее в какой-то мере традиционным для себя заключительным аккордом во время демонстрации нового пылесоса в выставочном комплексе в тихом городке Тенри в центральной Японии. Пылесос исправно выполнял команды, двигаясь по обширной территории демонстрационного зала, пока не услышал приказ возвращаться к зарядной станции. «О да», — произнесла машина и развернулась в противоположном направлении.