5 инновационных компаний, которые сделали ошибки в конце
Технологические компании обычно делятся на 2 группы: удачные и неудачные. Но некоторые неудачны в конце этапа создания инновационных продуктов, которые продвигают ИТ-индустрию вперед, а в некоторых случаях они доминируют в своих сегментах многие годы
За более чем 25 лет освещения технологической сферы, Network World видел много компаний, которые оставили след в истории. Посмотрите на 5 из них, которые успешны во времени, но сделавшие фатальные ошибки в конце.
Digital Equipment Corporation
Пока вокруг никого не было, Digital была смой инновационной технологической компанией в индустрии в истории. Основанная в 1957 году в старой мельнице из тарой Англии, Digital продавала миникомпьютеры как альтернативу мейнфреймам IBM, как и все виды серверов, рабочих станций и терминалов. С ростом персональных компьютеров компания вернулась на землю, начала увольнения, и в конце-концов была приобретена Compaq в 1998.
В 1978 году Digital годилась, что 90000 компьютерных систем были в то время «в работе», что делало компанию крупнейшим производителем миникомпьютеров и это приносило миллиард долларов в год. К 1986 доходы Digital выросли в 7 раз и журнал Fortune назвал сооснователя компании Кен Олсена «наиболее успешным предпринимателем во всей истории США». Digital « изменила путь людей к использованию ПК», - писл тогда журнал.
Но пока IBM все еще продавала свои мейнфреймы, большая часть сегментов для мейнфреймов и миникомпьютеров «почти умерили», - говорит аналитик Forrester Генри Дьювинг. Компании, как Data General и Prime Computer также чувствовали кончину рынка миникомпьютеров.
Осен в 1977 году говорил: «Нет резонов для любого индивидуала иметь компьютер дома». «Критицизм возможно чрезмерных, говорит Дьюинг, - мы знаем, что Олсен не относил эти слова к персональным компьютерам, он говорил о футуризме – домашних автоматических системах, которые бы позволяли обеспечивать контроль температуры и приготовление пищи».
Но Digital не сделала переход к персональной компьютерной эре, где доминируют Windows и Mac, и Дьюинг сказал предназначение Олсена – это технологии, он не слишком хороший рыночник.
"Что Кен Олсен не мог понять, так это то, что маркетинг – это не грязное слово», - говорит Дьюинг.
WorldCom
Имя WorldCom – это теперь почти синоним скандала, но не так просто забыть что когда-то у компании были отличные идеи.
Основанная в начале 1980-х как Long Distance Discount Services, WorldCom прошла через пару переименований, поглощений и в 1998 была куплена компанией MCI Communications.
WorldCom преимущественно использовала подозрительную тактику – рассчитывала операционные издержки как стоимость капитала – рекламировала это на рынке, что помогало обеспечить более выгодные приобретения, что было необходимо для роста, говорит аналитик Gartner Эрик Пулак.
«С ростом их рыночной цены они были способны приобрести на рынке все что им заблагорассудится, что, конечно, позволяло им становится еще больше», - говорит Пулак. «Но они также были и любимцами Wall Street так что каждый думал, что они не могут делать что-то не так.»
WorldCom двинула вниз цену на передачу данных и голоса и купила в 1996 году UUNET для использования Internet для передачи данных, говорит Пулак. Все это время WorldCom показывал вводящую в заблуждение высокую прибыльность и сдвигал конкурентов с их привычных мест.
«AT&T, MCI и, конечно, Sprint – они были очень далеки от этого», - говорит Пулак об использовании передачи данных. «Все это неожиданно – вы конкурируете по цене, когда AT&T никогда не делала это до сих пор».
Большой технологический кусок, который пропустила WorldCom – это беспроводные сети, говорит Пулак. И, конечно, мошенничество WorldCom привело к банкротству компании в 2002. WorldCom изменило свое имя на MCI, CEO Берни Эбберс ушел в тюрьму на 25 лет, а MCI теперь часть Verizon Communications.
«Даже если думать, что они лопнули потому что мошенничали, они серьезно изменили индустрию», - сказал Пулак. «Совершенно открыто они сдвинули всех с привычных позиций. Мы возможно не были бы так далеко сейчас с точки зрения коммуникаций, если бы не WorldCom.»
Netscape Communications Netscape
Netscape Communications Netscape принесла на развивающийся рынок Internet настоящий шторм в середине 1990-х с их революционным браузером, который с легкостью заменил архаичный Mosaic, но чувствовал конкуренцию со стороны Windows. Падения Netscape началось с момента, когда Microsoft создала Internet Explorer и встроила его в свою операционную систему.
Netscape имел более 80% рынка браузеров в 1996. Но Internet Explorer совершил огромный рывок и в 2002 Microsoft имела уже 95% долю. Netscape был куплен AOL в 1998, но разработка браузера перешла в режим стагнации, и в 2008 году AOL прекратила его поддержку.
Несмотря на падение Netscape, можно увидеть неотвратимое в истории, например, Netscape не поддержал свой рост, говорит Джефф Трихавт, один из 20 первых сотрудников компании.
"Мы делали, чистили свои собственные ошибки», - говорит он. «Интеллектуально они (Microsoft) не слишком хороши, и я хотел бы сказать, что мы росли очень быстро. Мы выросли с 20 человек до 2000, наверное, за год или два. Но человеческая натура такова, что довольно трудно организовать работу с таких количеством сотрудников».
Microsoft сообщила о предложении для Netscape, в котором компания согласилась оказать некоторую технологическую поддержку. Netscape отказалась. Microsoft в конечном итоге выдавила конкурентов с рынка браузеров и подверглась антитрастовому разбирательству.
Несмотря на падение Netscape, проект Mozilla дал толчок развитию Firefox, который на сегодня наиболее широко используемый браузер в мире и он не идет в комплекте с Windows. Netscape продвинул Web-формат с такими технологиями, как SSL, RSS, JavaScript и cookies.
Nortel Networks
Nortel Networks основана в 1895, имела долгую и славную историю на рынке как производитель телекоммуникационных и бизнес-продуктов, но начиная с соглашения о банкротстве, в 2009 году продала все свои подразделения.
Изначально известная как Northern Electric и позже как Northern Telecom, Nortel отгрузила свой первый свитч в 1975, представленный DMS-100 поддерживал до 100000 линий в 1979 году. Компания была второй по счету в телекоммуникационном бизнесе в Северной Америке к 1982 году. К 1999 Nortel была названа как «наиболее быстрорастущей компанией».
Nortel приобретает Bay Networks, конкурента Cisco на рынке роутеров в 1998 году $9.1 миллиардов и тратит еще $16 миллиардов в 2000 году на покупку компаний на рынке дотком-пузыря.
В следующие пять лет последовало 55000 увольнений и CEO Франк Данн был в «огне» после скандала со счетами в 2004. Nortel объединилась с Microsoft в большом VoIP и Unified Communications партнерстве в 2006, но этого было недостаточно чтобы избежать банкротство.
К марту 2011, Nortel сообщила, что продала свои бизнес подразделения за $3.2 миллиарда для расчетов с кредиторами. Продажи включали в себя подразделение Nortel CDMA/LTE и т.д.
General Magic
General Magic была компанией созданной для 2011, но основана она в 1990. Слишком далеко от этого времени…
«Они имели великолепную технологию, идеи, но были всегда впереди рынка и его потребностей», - говорит Дьюинг из Forrester. "Это классический случай когда группа ярких парней не имеет представление о том, что делать на рынке».
Основанная сотрудниками Apple Билом Аткинсоном, Энди Хертцфилдом и Марком Поратом, некоторые из идей General Magic являются предтечей iPhone. В 1998 General Magic анонсировала сервис, позволяющий получать пользователям доступ к электронной почте, адресной книге, календарю, новостям непосредственно с мобильного телефона. Звучит знакомо, не так ли?
Сервис был ориентирован на телеком-провайдеров и реселлеров телефонных сервисов. General Magic также создала ранние версии PDA с собственной операционной системой Magic Cap, кроме ого, подписаны соглашения о лицензировании с Microsoft. General Magic также создала софтверный модем для сет-топов и других сервисов, что привело к созданию новой компании SoftModem в 1997.
Ветеран General Magic Тони Фаделл Tony Fadell стал вице-президентом Apple по iPod, в то время как Энди Рубин, кто также работал для General Magic, ушел создавать Google Android.
E-mail сервис, разработанный для мобильных телефонов, назывался Portico, и это совершенно не то, что видим сегодня. Сервис основывался на технологии голосового распознавания, намного раньше, чем демонстрация актуального текста на экране современных смартфонов.
К сожалению, пользователи мобильных телефонов не были готовы платить больше, что не сделало сервис прибыльным. Тем не менее, General Magic показала свое предвидение в нескольких сферах, включая сетоп-боксы с Интернет-доступом и т.д. «Они были впереди своего времени», - сказал Дьюинг.