Нужна ли социальная «операционная система»?
Начато открытое тестирование оболочки для социальных веб-инструментов
Социальные сети стремительно изменяют наши привычки в использовании Интернета, но повлечет ли за собой растущая популярность социальных инструментов какие-то фундаментальные перемены в том, как мы пользуемся Web?
Следить за обновлениями Facebook и Twitter в их нынешнем виде для большинства людей не составляет особого труда, но в одной начинающей компании утверждают, что для работы с социальными сайтами и действующими поверх них приложениями необходима отдельная новая операционная система.
Имя этой компании — Pip.io, и руководит ею Лео Шимудзу, 24-летний предприниматель. Компания только что перешла от закрытого к открытому бета-тестированию своей системы, причем в закрытом, как утверждают в самой Pip.io, приняло участие почти 10 тыс. пользователей.
Разъясняя концепцию своей «социальной операционной системы», Шимудзу отмечает, что традиционная ОС, по сути, представляет собой программный слой, соединяющий приложения с аппаратными ресурсами. По его словам, аналогичным образом Pip.io соединяет разработчиков с социальными ресурсами, предоставляя им платформу, которая позволяет создавать приложения — надстройки над сайтами наподобие Facebook и Twitter. Индивидуальным пользователям Pip.io дает единое представление для просмотра приложений и взаимодействия с ними, а также инструменты для «избирательного общения» с друзьями, позволяющие не прибегать без необходимости к публикации общедоступных сообщений.
Систему Pip.io, доступ к которой выполняется через браузер, трудно назвать заменой Windows. Однако Шимудзу надеется, что те, кто пользуется сразу несколькими социальными сетями, предпочтут портал Pip.io. «Любое стороннее веб-приложение можно включить в состав экосистемы Pip.io, — утверждает Шимудзу. — И в 99,9% случаев мы способны эти приложения улучшить».
По словам основателя Pip.io, в числе приоритетных задач создателей системы — защита конфиденциальности. При пользовании социальными сетями зачастую оказываешься перед выбором, публиковать сведения для всех (путем изменения статуса Facebook или Twitter) или только для кого-то одного (посредством IM-клиента или частных сообщений Twitter). По словам Шимидзу, Pip.io упрощает процедуру избирательной публикации содержания, когда оно становится доступным только отдельным людям или группам. К примеру, система позволяет оставлять свои собственные ответы на публичные комментарии в Facebook.
Pip.io также дает возможность создавать общедоступные и частные «комнаты» для обмена содержанием. Пользователи могут подписываться на эти комнаты, чтобы получать обновления, подобные обновлениям списков в Twitter.
Успех Pip.io будет зависеть по меньшей мере от двух факторов: от количества разработчиков, которые пожелают создавать приложения для системы, и от числа пользователей, которых она заинтересует. Сама по себе Facebook не будет работать в Pip.io — необходимо, чтобы кто-то из разработчиков создал специальную версию этой социальной сети для новой системы. Кроме того, упомянутая выше возможность личного ответа может быть реализована только в случае, если и отправитель комментария, и получатель пользуются Facebook внутри Pip.io.
«Супермаркет приложений» Pip.io сейчас находится лишь в концептуальной стадии, и компания пока не раскрывала свои API-интерфейсы для сторонних разработчиков. В связи с этим еще рано прогнозировать, как много приложений будет создано для системы и насколько они окажутся популярными. Тем не менее, как сообщает Шимудзу, некто из числа пользователей бета-версии Pip.io уже разрабатывает для нее приложение на основе Gmail и обещает регулярно обновлять его по мере продвижения бета-тестирования.
Основатель Pip.io сравнивает приложения для своей системы с TweetDeck, усовершенствованной версией клиента Twitter. Если проекту Шимудзу будет сопутствовать успех, то пользователи Pip.io смогут получать доступ ко всем своим социальным приложениям через единый портал и взаимодействовать с ними посредством более совершенного интерфейса, чем на оригинальных сайтах.
Как объясняет Шимудзу, название Pip.io происходит от латинского слова, которым в Древнем Риме называли почтовых голубей. По его словам, упоминание об этих птицах должно вызывать ассоциации с надежностью и гарантией доставки сообщения, откуда бы его ни отправили. «Прямой же перевод pipio с латыни — ‘чирикать’, или tweet по-английски, что вносит дополнительную иронию», — отмечает Шимудзу.