На китайском без цензуры
С китайского портала все пользователи Google теперь перенаправляются на сайт Google.com.hk
Компания Google прекратила подвергать цензуре результаты информационного поиска в Китае, выполнив свое обещание, данное в январе.
«С понедельника 22 марта сервисы Google Search, Google News и Google Images в домене Google.cn свободны от цензуры, — пишет в своем блоге глава юридического управления Google Дэвид Драммонд. — Пользователи, заходящие на сайт Google.cn, автоматически перенаправляются на портал Google.com.hk, где поисковые операции на упрощенном китайском языке не подвергаются никакой цензуре. Такое решение было принято в отношении пользователей континентального Китая, а его техническая реализация осуществлялась на серверах, размещенных в Гонконге.
Как и ожидалось, китайское правительство не разрешило нашей компании управлять порталом Google.cn без цензуры. Вместе с тем обходной маневр через Гонконг является абсолютно законным. Мы очень надеемся, что китайское правительство примет наше решение, хотя прекрасно понимаем, что власти Китая в любой момент могут заблокировать доступ к нашим сервисам.
Компания Google намерена продолжать свою исследовательскую работу и реализацию проектов в Китае. Команда, занимающаяся продажами, также остается в стране. Все решения принимались и претворялись в жизнь руководителями, находящимися в Соединенных Штатах, и ни один из наших китайских сотрудников не несет за них ответственности».
Напомним, что 12 января компания Google взбудоражила мир, объявив о прекращении цензуры результатов, выдаваемых китайским поисковым механизмом Google.cn. Объяснялось это тем, что компания пострадала в результате хакерских атак, исходящих из Китая.
Посредством проведенных атак хакеры похитили интеллектуальную собственность Google и взломали учетные записи китайских правозащитников в почтовом сервисе Gmail. В свою очередь в Google объявили о начале переговоров с китайским правительством по поводу снятия цензуры с поискового механизма Google.cn. Но, по мнению специалистов, шансов на то, что такой договоренности удастся достичь, было совсем немного.
Пресс-служба Google сообщила, что, если переговоры завершатся неудачей, компания закроет портал Google.cn и прекратит свою деятельность в Китае. Весьма радикальный шаг, если учесть, что Китай является крупнейшим и наиболее динамичным рынком Интернета и телекоммуникационных услуг в мире.
В последнее время Google отказалась от направления повторных запросов властям и попыток найти выход из китайского тупика. Трудно сказать, сколько денег и недополученной прибыли компания потеряет в результате ухода с китайского рынка поисковых систем. Специалисты Analysys International ожидают, что в нынешнем году оборот китайского рынка поисковых механизмов достигнет 10 млрд юаней (1,46 млрд долл.).
Потери Google окажутся еще значительнее, если компания свернет свои онлайновые сервисы (Gmail, Picasa и др.), приносящие немалые доходы за счет рекламы, и прекратит выдачу лицензий на право использования операционной системы Android операторам мобильной связи, производителям карманных устройств и поставщикам ПК.
Китайские власти со своей стороны заявили, что компания Google должна соблюдать местное законодательство, если хочет продолжать вести бизнес в стране. А китайское правительство никогда не организовывало никаких кибератак ни против Google, ни против кого-либо еще.
После первых резких высказываний, сделанных 12 января, представители руководства Google (в частности, генеральный директор компании Эрих Шмидт) постарались занять примирительную позицию.
«Мы хотели бы остаться в Китае, — отметил Шмидт в ходе своего выступления 21 января. — Нам нравятся китайские люди, нравятся китайские работники, нравятся те возможности, которые открываются здесь перед бизнесом. Конечно, нам хотелось бы продолжать свою деятельность на несколько иных условиях, но мы намерены приложить все усилия, для того чтобы сохранить свое присутствие в стране».
Шмидт был значительно менее категоричен и в отношении происхождения атак на Google. «Вероятно, удар исходил из Китая, но подробности нам пока неизвестны, — сообщил он. — Данный вопрос требует дальнейшего изучения».
До последнего времени компания Google не снимала цензуры с портала Google.cn, удаляя из результатов поиска все неудобные для китайского правительства с политической точки зрения ссылки (связанные, например, с разгоном демонстрации демократических сил на площади Таньаньмэнь в 1989 году или с духовным лидером Тибета в изгнании Далай-ламой).
Пока обострение отношений Google с китайскими властями практически не отразилось на других операциях компании в стране, в том числе и на распространении мобильной операционной системы Android. Несмотря на напряженность, возникшую между Google и правительством, Министерство информационных технологий Китая заявило, что не собирается вводить никаких санкций в отношении операционной системы Android, если она будет отвечать нормам китайского законодательства. А многочисленные телекоммуникационные операторы и поставщики оборудования, в том числе China Unicom и Lenovo, продолжают вынашивать планы вывода на рынок телефонов и мобильных компьютеров на платформе Android.
Вместе с тем неясной остается ситуация с мобильными приложениями и сервисами Google, в том числе с работой поискового механизма на устройствах Android в Китае. После заявления, прозвучавшего 12 января, компания Google отложила ввод в эксплуатацию соответствующих ресурсов.
На китайском поисковом рынке Google занимает второе место, значительно уступая лидеру — компании Baidu. По данным аналитиков iResearch, в прошлом году на долю Google приходилось около 19% поисковых запросов, выданных жителями Китая, в то время как поисковик Baidu обработал 76% запросов. По сравнению с 2008 годом доля Google сократилась на 1,8 процентных пункта, а доля Baidu выросла на 2,8 пункта.
До сих пор поисковая система Google чувствовала себя в Китае гораздо лучше, чем Yahoo China, управляемый китайской компанией Alibaba Group (на его долю приходилось 0,3% запросов), и Microsoft Bing (0,4% запросов).
Общий объем продаж Baidu в 2009 году составил 4,45 млрд юаней (650 млн долл.), а чистый доход — почти 1,5 млрд юаней (219 млн долл.). Оборот и прибыль компании выросли на 40%.
По данным правительства Китая, к концу 2009 года в стране насчитывалось 384 млн пользователей Интернета. По этому показателю Китай является бесспорным лидером.
Помимо цензуры результатов поиска, китайское правительство блокирует доступ к сайтам социальных сетей — Google YouTube, Facebook, Twitter и др., контролирует учетные записи электронной почты частных лиц и проверяет веб-сайты на наличие информации, носящей неудобный для нынешней власти политический характер, и порнографии. Китайское правительство не считает нужным оправдываться за установление цензуры в Интернете, заявляя, что такая политика способствует предотвращению социальных потрясений, призывов к низвержению существующей власти и массовых беспорядков.