Вопросы в духе времени
Google и другие ведущие поисковики назвали самые популярные запросы 2009 года
Проект, в рамках которого Google исследует поисковые запросы, называется Zeitgeist, что в переводе с немецкого означает «Дух времени». Отчет за 2009 год представляет собой список рейтингов, полученных от нескольких источников, таких как «Статистика поиска», «Тренды Google» и внутренние инструменты обработки данных. Кроме установления самых популярных поисковых слов компания подсчитала, как менялась популярность запросов по сравнению с прошлым годом. Так были выявлены запросы с самым быстрым ростом рейтинга и наиболее быстрым спадом. Собственные итоги года подвели и другие популярные поисковики — Bing и Yahoo!
Все рейтинги объединяет запрос-лидер «Michael Jackson». Смерть короля поп-музыки спровоцировала небывалый рост интереса к его персоне. Второе место в рейтинге Yahoo! досталось фильму «Сумерки». Пользователи Bing больше интересовались сервисом микроблогов Twitter и эпидемией свиного гриппа.
Вместе с тем, согласно данным Google, продолжают набирать популярность социальные сети: в тройку самых «быстрорастущих» запросов в мире вошли также «facebook» и «Tuenti» (испанская социальная сеть). Четвертое место занял «Twitter».
Среди глобальных поисковиков только Google составил рейтинг российских запросов за 2009 год, и он продемонстрировал отличия от общемировых тенденций. В мире пользователи интересуются преимущественно персоналиями медиабизнеса. В России самые популярные запросы относятся к способам получения доступа к онлайновым сервисам. В числе лидеров — ключевые слова «скачать», «фото», «Одноклассники», «игры», «работа», «программа», «погода», «картинки», «карта», «в контакте». Отличается и десятка самых динамичных вопросов. Обогнав социальные сети, на первом месте оказался запрос «Windows 7». Далее следуют «Одноклассники», «майл» и «В контакте».
Среди событий, показавших наилучшую динамику в «Новостях Google», лидирующую позицию занял музыкальный конкурс «Евровидение». Свиной грипп занял у российских пользователей лишь четвертое место. Пользователи «Яндекса», напротив, все больше интересуются этой темой, и по итогам года она занимает первое место в рейтинге «Взлет интересов». Далее следуют «Василий Лыкшин» (погибший актер) и «Россия — Германия» (футбольный матч). Кроме «Евровидения» в Google событиями года стали землетрясение в Италии и столкновение спутников на орбите. Финансовому кризису поклонники Google отводят шестое место, тогда как в рейтинге роста популярности запросов «Яндекса» в 2009 году эта тема вообще отсутствует.
В качестве ньюсмейкеров года по версии российского Google лидирует Юрий Лужков, за которым следует Владимир Путин. Третье место принадлежит министру финансов Алексею Кудрину, а четвертое — главе МВД Рашиду Нургалиеву. Среди других персон, попавших в рейтинг, — Михаил Ходорковский, Никита Михалков, Алла Пугачева и Арсен Венгер.
В российское исследование Google Zeitgeist вошли также рейтинги «хочу» и «почему». Иногда непонятно, какой ответ намереваются получить пользователи Рунета, но чаще всего они хотят «девушку», «спать», «жить», «собаку», «забеременеть», «много денег», «верить», «влюбиться» и «работать».
Список «почему» не столь естественен. Пользователи часто набирают риторические вопросы «почему я одинока», «почему небо голубое», «почему растет доллар» и «почему мужчины изменяют». Заключает десятку крик отчаяния «почему я дура».