Лунные технологии
Apollo, программа подготовки космических кораблей для полетов на Луну, стала мощным катализатором новых технологических достижений
Сорокалетняя годовщина полета на Луну космического корабля Apollo 11 дала повод вспомнить о технологических достижениях, ставших возможными благодаря космической программе Apollo.
Считается, что Apollo, третья американская программа космических полетов США после Mercury и Gemini, позволила значительно ускорить разработку ряда ключевых и по-прежнему актуальных технологий, в том числе интегральных схем, которые серьезно изменили ситуацию в компьютерной отрасли в 60-х годах и в последующее время.
В NASA подчеркивают, что многие технологии, разработанные, по крайней мере частично, в рамках программы Apollo, теперь используются в самых разных продуктах, от аппаратов диализа крови до спортивной обуви и систем очистки воды.
Эксперты также отмечают, что без исследований и разработок, которые проводились в рамках космической программы Apollo, ведущие технологические корпорации, такие как Intel, просто не были бы созданы, и, скорее всего, мы бы не имели таких устройств, как ноутбуки и BlackBerriy, позволяющие публиковать информацию в социальных сетях, подобных Facebook или Twitter.
Реализация программы Apollo началась в 1961 году. В ее рамках было создано 17 космических кораблей, от злополучного, так никогда и не вышедшего на орбиту Apollo 1 (он был построен в 1967 году) до Apollo 17, который завершил программу полетом на Луну в 1972-м.
«Во второй половине 60-х годов, когда был спроектирован и построен Apollo, удалось добиться значительных достижений в сфере технологии», — вспоминает Скотт Хаббард, профессор Стэнфордского университета и бывший директор центра NASA Ames Research Center.
«Энергопотребление, масса, объем, скорость передачи данных — все эти вещи были крайне важны для осуществления космического полета, что и привело к серьезным изменениям в технологии», — добавил он.
Дэн Олдс, главный аналитик компании Gabriel Consulting Group, считает, что потребность в более совершенных технологиях и более легких устройствах, необходимых для полетов Apollo, в сочетании с финансовыми возможностями NASA позволила довольно быстро добиться значительных достижений, что было бы невозможно сделать в рамках только зарождавшейся компьютерной отрасли.
«Решение любой серьезной проблемы, предусматривающее изобретение и создание кардинально новой технологии, такой как интегральные схемы, требует серьезных расходов», — добавил Олдс.
«На первых этапах разработки все, что используется, от инструментария до производственного оборудования, остается единственным в своем роде — уникальным и неапробированным, — заметил он. — Инвестиции, связанные с полетами Apollo, позволили участвующим компаниям не только создать, но и начать производство работающих чипов, которые сделали возможными космические полеты».
В современных ценах программа обошлась в 150 млрд долл. Большая часть первоначальной работы над интегральной схемой, предшественницей микросхемы, была проведена в рамках контрактов с NASA и Министерством обороны такими компаниями, как Texas Instruments, и предшественниками Fairchild Semiconductor International.
С 60-х годов интегральная схема стала важнейшим компонентом многих продуктов, которые можно назвать эпохальными, от сотовых телефонов до Internet», — подчеркнул Олдс.
Он заметил, что без финансирования NASA технологии, вероятно, были бы иными, нежели сейчас. «Компьютеры все равно были бы созданы, но они были бы настолько большими и дорогими, что использовались бы лишь для нескольких специализированных приложений», — добавил Олдс.
Даниэл Локни, редактор Spinoff, ежегодного издания NASA, в котором рассказывается об использовании технологий агентства в частном секторе, заметил, что ПО, спроектированное для управления сложными бортовыми системами в капсулах Apollo, стало прародителем программного обеспечения, которое теперь устанавливается в устройствах, применяемых для чтения кредитных карт. А одежду с водяным охлаждением, при изготовлении которой применяются огнеупорные ткани, разработанные для астронавтов Apollo, используют сейчас пилоты гоночных автомобилей и пожарные.