Закон года
Что же, собственно, реально написано в тексте закона, ужесточающего регулирование интернета, и что вызвало столь негативную реакцию общественности?
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон, ужесточающий контроль государства за интернетом и приравнивающий к СМИ все интернет-ресурсы, включая блоги, форумы и чаты.
Принятым законом вносятся изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, законы Республики Казахстан «О средствах массовой информации», «О национальной безопасности», «О связи», «Об информатизации» и другие.
Вообще принятый и вступивший в силу документ вправе претендовать на звание «Закон года», поскольку именно он вызвал наибольшие дискуссии в рядах мировой и казахстанской, по крайней мере, медийной общественности. Причем протест журналистских и правозащитных организаций был достаточно серьезен. И многие полагали, что Нурсултан Назарбаев воспользуется своим правом вето (как уже было несколько лет назад, когда правительство пыталось протащить поправки в Закон «О СМИ»), однако этого не произошло, и закон был подписан и вступил в действие.
Что же, собственно, реально написано в тексте закона, и что вызвало столь негативную реакцию общественности? Прежде всего, разработчики максимально расширили объем регулирования. Произошло это путем замены в законах об информатизации понятия
По мнению руководителя группы разработчиков, председателя Агентства РК по информатизации и связи Куанышбека Есекеева, это обеспечит информационную прозрачность распространения информации, размещаемой на отечественных и зарубежных интернет-ресурсах. Наиболее лапидарно сформулировал в свое время точку зрения власти и депутатского корпуса депутат Мажилиса Мурат Абенов. Он заявил: «Мы понимаем позицию разработчиков. Они, учитывая возможность мгновенного распространения информации через интернет и то, что он стал мощнейшим инструментом влияния на формирование общественных настроений, опасаются, что деструктивные силы и лица с преступными помыслами будут иметь возможность достижения своих целей до того, как государственная машина успеет принять необходимые меры».
Необходимо отметить, что данные нововведения, хотя
В первоначальном варианте поправок также предлагалось наделить Генпрокурора правом закрывать любое издание на три дня без решения суда, но депутаты сочли эту норму неконституционной и исключили ее из окончательной редакции законопроекта. Тот же Мурат Абенов по этому поводу считает, что в предложенном Правительством варианте есть нормы, которые могут трактоваться
Кроме того, законом вносится ряд изменений, в основном технического характера, и в другие законодательные акты. Базовых изменений два. Правительство признало любую деятельность в интернете деятельностью СМИ и собирается регулировать ее в соответствии с законом о СМИ, включая возможность через суд официально блокировать сайты. Плохо это или хорошо? Как ни странно, однозначного ответа на этот вопрос не существует.
Дело в том, что и сейчас
Российский политолог, пожелавший остаться не названным, комментируя «Къ», пояснил, что критики закона заняли достаточно неконструктивную позицию. Эффективнее было бы внести поправки, которые предусматривают ответственность за блокировку ресурсов без решения суда.
Комментарии