Мажилис: интернет — прокуратура — суд — поправки: подготовка ко второму чтению
Депутаты Мажилиса считают целесообразным оставить право приостановления средства массовой информации, либо распространения его продукции, только по инициативе собственника или по решению суда.
Считаем целесообразным оставить право приостановления средства массовой информации, либо распространения его продукции, только по инициативе собственника или по решению суда. Такое решение принято 7 мая рабочей группой в Мажилисе, где начата подготовка ко второму чтению поправок по вопросам информационно-коммуникационных сетей.
Об этом говорили выступившие на заседании депутаты Мажилиса Кабибулла Джакупов, Кайрат Садвакасов, Светлана Ферхо, Мурат Абенов, Узаккали Елюбаев.
Председательствовал на заседании рабочей группы с участием председателя Агентства РК по информатизации и связи Куанышбека Есекеева член Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию, депутат Мейрам Пшембаев (тезисы прилагаются):
«Уважаемые члены рабочей группы, коллеги, хотел бы остановиться на норме законопроекта, касающейся наделения Генерального прокурора полномочиями по приостановлению распространения продукции средства массовой информации. Вот уже на протяжении более чем двух месяцев данное нововведение бурно обсуждается в средствах массовой информации. По мнению СМИ, введение этих норм может явиться причиной пренебрежения свободой слова, а также свободой распространения информации и привести к произволу со стороны органов прокуратуры.
Конечно, можно понять мнение разработчика, а также Генеральной прокуратуры о том, что основная цель данной поправки — это механизм незамедлительного реагирования государства, в лице Генерального прокурора на нарушения конституционных прав человека и гражданина, поскольку государство несет ответственность за общественное согласие и политическую стабильность, экономическое развитие и благо всего народа Казахстана.
Также не ставится под сомнение необходимость недопущения распространения информации и разглашения сведений, в том числе с использованием сети интернет, носящих противозаконный характер, а также способной причинить существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства, таких, например, как: пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.
Однако, депутаты, всесторонне, тщательнейшим образом изучив историю данного вопроса, а также учитывая мнение журналистского сообщества, представителей общественных, а также международных организаций пришли к мнению о нецелесообразности введения нормы по наделению Генерального прокурора полномочиями по приостановлению средства массовой информации, либо распространения его продукции.
Как известно, согласно действующей редакции пункта 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации», приостановление либо прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации возможно по решению собственника или суда.
Согласно Конституции РК (статья 76), судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.
В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Конституции РК, судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики, то есть является гарантом принятия справедливого решения, в том числе и при рассмотрении вопросов по приостановлению средств массовой информации.
Кроме того, полагаю, что наделение Генерального прокурора дополнительными полномочиями по приостановлению, без соответствующего решения суда, распространения средства массовой информации, либо его продукции, в том числе, если нарушение Закона при распространении информации и разглашение сведений носит явный характер, может, в отдельных случаях повлечь ограничение прав граждан на получение информации, а для средств массовой информации на ее распространение.
С учетом вышеизложенного, полагаю целесообразным оставить право приостановления средства массовой информации, либо распространения его продукции, только по инициативе собственника или по решению суда».
ХХХ
29 апреля Мажилис на пленарном заседании Палаты одобрил в первом чтении поправки по вопросам информационно-коммуникационных сетей. Заслушаны доклады председателя Агентства РК по информатизации и связи Куанышбека Есекеева и члена Комитета по экономической реформе и региональному развитию депутата Мейрама Пшембаева.
Согласно пояснению разработчиков, проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» предусматривает изменение в Законе Республики Казахстан «Об информатизации» понятия
Законопроект предусматривает закрепление в Законе «О средствах массовой информации» полномочий Генерального прокурора по приостановлению распространения информации СМИ, пропагандирующей терроризм, наркоманию, порнографию, нарушения авторских и гражданских прав на территории Республики Казахстан, в случае если нарушение закона при распространении информации и разглашение сведений носят явный характер и если не будет незамедлительно устранено, а также может причинить существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства. При этом в данном случае, Генеральный прокурор обязан в трехдневный срок с момента принятия решения о приостановлении обратиться в суд с заявлением о признании информации противоречащей законодательным актам Республики Казахстан.
Следует отметить, что законопроект наделяет полномочиями по приостановлению не всю систему органов прокуратуры, а лишь Генерального прокурора, что позволит обеспечить прозрачность принимаемых решений и не допустит фактов превышения полномочий органами прокуратуры в целом.
В Гражданский процессуальный кодекс законопроектом вносятся поправки, предусматривающие рассмотрение дел о признании продукции иностранного СМИ, распространяемой на территории Республики Казахстан и содержащей незаконную информацию, в порядке особого судопроизводства. Отнесение рассмотрения данных дел к категории особого производства связано с тем, как и следует из трактовки закона, что собственник является иностранным подданным и место его нахождения неизвестно. Здесь необходимо обратить внимание, что в данных нормах (это поправки в ГПК РК) делается акцент на том, что продукция иностранного СМИ содержит информацию, противоречащую законодательным актам РК. Зачастую поиски собственников таких иностранных СМИ, в особенности, если это интернет-ресурс, обречены на неудачу, а между тем распространение незаконной информации надо оперативно остановить, чтобы защитить граждан РК и само государство от такого негатива. Именно по этой причине категория данных дел отнесена в особое производство.
Рассмотрение дел в отношении распространения на территории РК незаконной информации казахстанскими средствами массовой информации будет осуществляться в порядке общего искового производства.
Также законопроектом вносятся поправки в Закон «Об информатизации», определяющие компетенцию, статус и функции уполномоченной организации в области информатизации. Данная организация будет выполнять важнейшие технические функции в сфере
В Законе «Об информатизации» также уточняется понятие национального оператора и его функций, вносятся поправки, предусматривающие обязательное условие о проведении испытаний программных продуктов, программных кодов государственных информационных систем в испытательной лаборатории. Данная норма гарантирует качество ввода в эксплуатацию государственной информационной системы, а также передачи ее на хранение в депозитарий.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических или правовых последствий. В результате принятия законопроекта в целом не предполагается снижение или увеличение затрат субъектов частного предпринимательства. Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из средств государственного бюджета.
Как отмечается в заключении Комитета по экономической реформе и региональному развитию, основной целью законопроекта является совершенствование регулирования отношений, связанных с распространением информации на территории Республики Казахстан посредством информационно-коммуникационных сетей.
Законопроектом предлагается закрепить положения по правам и обязанностям участников процесса передачи данных в информационно-коммуникационных сетях, изменение понятия «
В целях реализации предусмотренных законопроектом норм, предлагается внести изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, законы Республики Казахстан «О средствах массовой информации», «О национальной безопасности», «О связи», «Об информатизации» и другие.
В рамках работы рабочей группы, в целях приведения в соответствие с нормами законопроекта по замене понятия «
По законопроекту проведено шесть заседаний рабочей группы с участием всех заинтересованных министерств и ведомств, представителей общественных объединений и организаций, а также расширенное заседание Комитета. Все постоянные комитеты Мажилиса Парламента представили положительные заключения по данному законопроекту.
Комментарии