Дмитрий Конаш, Intel: мы находимся в уникальной ситуации
О том, что нас ждет в новой цифровой реальности, и приходе технологий в Казахстан.
Мы уже рассказывали о том, что Intel предрекает бурное развитие в Казахстане интернета вещей. Этот тренд захватывает мир, и наша республика не станет исключением. Подробнее о том, что ждет нас в новой цифровой реальности, и приходе технологий в Казахстан в интервью Profit.kz рассказал Дмитрий Конаш, региональный директор Intel в Росии и СНГ.
— Дмитрий, как развивается бизнес Intel в Казахстане? Каковы основные приоритеты и задачи?
— Бизнес в Казахстане у нас стремительно растет и развивается от года к году. Как вы знаете, команда у нас увеличивается, появляются новые сотрудники. Что касается основных направлений — то они такие же, как и приоритеты во всей корпорации. Мы помогаем нашим партнерам, покупателям устанавливать новейшие серверные решения, когда вопрос касается инфраструктуры и, соответственно, бизнес активно использует устройства (десктопы и ноутбуки) на новейших технологиях Intel, в том числе и на микропроцессорах Intel Core 6 поколения.
Если же говорить о потребительском сегменте, то это — продвижение устройств на микропроцессорах Intel Core 6 поколения и устройств 2 в 1, продажи которых, кстати, по всему миру выросли в два раза за 2015 год. На эти устройства мы наблюдали очень большой рост спроса в прошлом году и в Казахстане.
Есть также новое направление, которое получает развитие — это интернет вещей. Intel сейчас фокусируется на нем. И очень здорово, что в Казахстане есть яркие примеры таких решений. Например — дорожные информационные табло, установленные в Алматы, в том числе на пересечении улиц Аль-Фараби—Фурманова, работают на процессорах Intel Core. Это очень полезное решение. Табло показывает трафик, чтобы водители могли легче ориентироваться и, конечно, это новая форма рекламы. Нам очень приятно, что это решение реализовано именно на Intel нашим казахстанским партнером.
— Поскольку мы заговорили об интернете вещей, какие перспективы для этого направления вы видите сейчас в Казахстане? Пока пример с дорожным информационным табло — один из немногих.
— Это новая область для всех, и я уверен, что она будет развиваться. Пример, который я привел, попадает под определение Digital Signage, или цифровая реклама. Мы видим пока только один пример. Но сейчас очень быстро набирает обороты тенденция установки информационных табло в торговых центрах и моллах. Там уже есть возможность показывать рекламу, подстроенную под пользователя.
У Intel есть специально разработанный софт, позволяющий распознавать человека, который стоит перед таким табло. Возможно, например, определить, мужчина это или женщина, и в зависимости от пола показывать соответствующую рекламу. Есть также определение по возрастному диапазону, что тоже позволяет показывать различную рекламу по разным возрастным категориям.
— Насколько я помню, одним из первых ваших решений на основе этого софта стал «умный» кофейный аппарат?
— Да. Было реализовано распознавание постоянных клиентов и запоминание предпочитаемых ими программ. Digital Signage — это одно из самых ярких и, видимо, наиболее развитых на сегодняшний день приложений интернета вещей.
Если говорить о странах СНГ, то второй очень популярной областью является все, что связано с видео-безопасностью. К сожалению, мир становится все более тревожным, поэтому власти озабочены тем, чтобы установить системы, которые бы позволяли наблюдать за ситуацией и осуществлять анализ в автоматическом режиме. В этом смысле решения Intel очень хороши.
Наши партнеры делают интеллектуальные видеокамеры на базе Intel. Раньше информация из видеокамеры передавалась на пульт, где человек наблюдал за ситуацией и в случае необходимости нажимал на кнопку и вызывал наряд полиции. Но сейчас камер стало столько, что операторам очень сложно справиться со всем объемом информации. И тут в дело вступают интеллектуальные камеры. Оператор привлекается к работе только в самом крайнем случае. Например: на автобусной остановке сама камера может определить неадекватные действия людей. Когда люди просто стоят и ждут автобус, ничего не происходит, но если вдруг группа начинает хаотично двигаться, появляются резкие движения, камера предполагает, что может происходить драка. В этот момент включается красный сигнал перед оператором, и он уже принимает решение, вызывать ли ему наряд полиции. Или другая ситуация — в метро или аэропорту человек встает с сидения, а после него остается сумка. В общественном месте это тревожный сигнал, поскольку вероятность того, что в этой сумке находится взрывное устройство, очень высока. Камера в автоматическом режиме фиксирует ситуацию, подает сигнал оператору, и он предпринимает дальнейшие решения.
Это две наиболее распространенные сферы использования интернета вещей в СНГ. Мы видим все больше и больше подобных решений. Хотя, конечно, есть и другие. Например, у Intel хорошо представлены решения для автомобильной индустрии, когда используются системы развлечений или системы управления двигателем, навигации и т.д. Но это, конечно, имеет отношение к тем странам, где развита автомобильная промышленность.
— Как в целом вы бы охарактеризовали приверженность казахстанских бизнесменов к инновациям? Не раз говорилось, что бизнес смотрит в сторону совсем не технологичных способов выживания в кризис.
— В Казахстане я бываю регулярно и вижу, как бизнес относится к информатизации. То же информационное табло, о котором мы говорили, — это самое что ни на есть передовое решение из тех, что существуют в мире. С одной стороны это польза для водителей, а с другой — новая форма бизнеса. Кроме того, насколько я знаю, руководство Astana Expo сейчас рассматривает использование передовых автоматизированных систем.
Если же говорить о классических решениях для бизнеса, то стоит упомянуть об Intel vPro. Если нам раньше приходилось объяснять, для чего это решение, то сейчас к бизнесу уже приходит осознание, что системный администратор, особенно в большой компании, не должен бегать по этажам, решая различные мелкие проблемы пользователей. Нужно держать для этого целую армию системных администраторов, что нереально. В этом смысле наши решения с Intel vPro очень хорошо востребованы, они дают возможность удаленного управления компьютером. Администратор может по телефону принять вызов и прямо со своего рабочего места помочь пользователю. Еще одна тема — все, что связано с информационной безопасностью. Мы знаем, что количество вирусов растет в геометрической прогрессии. Решения Intel vPro позволяют устанавливать последние обновления для антивирусов или устранять проблемы на уже зараженных компьютерах. Опять же, системный администратор может все это сделать удаленно, не вставая со своего рабочего места. Сейчас мы видим в Казахстане огромный всплеск интереса к решениям vPro.
Еще следует упомянуть строительство дата-центров. Сейчас обсуждается несколько больших проектов. Как мы понимаем, Министерство здравоохранения объявило тендер на создание системы электронного документооборота. Мы только приветствуем такие инициативы — замена бумажных процессов на электронные облегчает жизнь людям. Это совершенно другое качество жизни, когда вы, идя к специалисту, не несете с собой амбулаторную карту, а всю информацию врач видит по вашему ID-номеру.
Так что я очень позитивно настроен по поводу интереса Казахстана к инновациям. Помните, мы обсуждали с вами 4G? И вот теперь реклама висит на каждом углу. У Intel, кстати, есть хорошие чипы для 4G. Сейчас мы работаем с несколькими потенциальными заказчиками в этом направлении. Возможностей очень много.
— Еще на Intel developer Forum 2014 в Сан-Франциско было продемонстрировано множество решений и продуктов на основе ваших технологий — умные носимые устройства, включая Fashion-сегмент, миникомпьютеры и множество решений для различных сфер бизнеса на их основе. Однако в Казахстане пока прорыва не заметно. Когда нам ожидать «бум внедрений»?
— Это очень интересный вопрос. Я не хотел бы предсказывать, так как придется говорить о будущем, а Intel любит говорить о том, что мы делаем сейчас. Безусловно, мир испытывает бум носимых устройств. Если я правильно помню, в Америке в 2015 году было продано несколько десятков миллионов устройств, что для страны в 300 миллионов человек — большое число. Сколько носимых устройств продается в Казахстане, я не знаю. Но мы встречались с несколькими представителями крупных ритейлеров, и они, безусловно, видят рынок для этих устройств.
Что касается их полезности, то мне больше всего нравится пилотный проект, который Intel сделал с одной из компаний в Австралии. Известно, что человек, который больше двигается или занимается спортом, пусть даже изредка, в три раза менее подвержен сердечно-сосудистым заболеваниям, чем тот, кто ведет сидячий образ жизни и не занимается спортом. Компания по страхованию здоровья предложила своим клиентам мотивационную программу с использованием часов Basis Peak, которые производит Intel. Клиенты фиксировали в базе данных количество шагов, пройденных за день, и при превышении определенного уровня за месяц получали скидки от страховой компании. Очевидно, что это новая бизнес-модель, а также хорошая социальная инициатива.
С технологической точки зрения при внедрении таких проектов проблем никаких нет — часы Basis Peak можно приобрести. И все, что нужно с точки зрения железа — сервера для обработки данных и т.д. — тоже доступны. Все это очень легко реализуемо, и никакой «космической» сложности тут нет. Главное — это желание со стороны компаний попробовать новые бизнес-модели. Я уверен, что со временем подобные проекты появятся и в Казахстане.
— 1 апреля в Алматы вы продемонстрировали новые технологии, среди которых Intel RealSense, Intel AMT, а также проекты Intel в спорте, музыке и других направлениях. Когда планируется реальное внедрение подобных проектов в РК?
— Все зависит от наших партнеров. Мы говорим действительно об «острие прогресса», какой бы заезженной эта фраза ни казалась. Сейчас мы привозим образцы в Казахстан и показываем партнерам. С технической точки зрения и с точки зрения доступности этих устройств никаких проблем нет. Мы проводим курсы для заинтересованных компаний. То есть, выступаем своего рода катализатором. Как дальше компании будут использовать эти технологии, зависит от них.
Например, возвращаясь к технологии vPro — она появилась достаточно давно, но прошло какое-то время, пока люди привыкли к ней, поняли, что она комфортна и действительно полезна. Сейчас на vPro огромный спрос в Казахстане. Поэтому пройдет какое-то время, будет спрос и на эти новинки. Сейчас мы находимся в совершенно уникальной ситуации, когда технология появляется в какой-то точке мира и становится доступна практически мгновенно на другом конце Земли, в том числе и благодаря интернет-торговле.