Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Приходите завтра, или Достать госорганы

    Интервью с депутатом павлодарского городского маслихата и руководителем общественного фонда «Десента» Сергеем Гуляевым о доступе граждан к информации.

    24 марта 2009 09:55, Ризабек Исабеков, Gazeta.kz
    Рубрики: Общество

    На веб-сайте «Виртуальный маслихат» можно будет напрямую пообщаться с депутатами Павлодара. Данный интернет-ресурс станет одним из шагов в улучшении ситуации по получению гражданами информации, считает депутат павлодарского городского маслихата и руководитель общественного фонда «Десента» Сергей Гуляев.

    Коррупция — спутница «мути»

    — Сергей, в последнее время в Казахстане активнее ведутся разговоры о совершенствовании системы доступа к информации. Значение этого загадочного выражения обыватель в большинстве своем недопонимает. Что «доступ» в итоге дает простому человеку?

    — Существует информация, которая касается любого гражданина. Не развлечения ради, а для решения весьма насущных проблем. Например, данные о состоянии окружающей среды, питьевой воды, промышленной безопасности, в том числе возможности техногенных катастроф, наличии свободных рабочих мест.

    Доходит до абсурда, когда мы не можем получить информацию о том, где в Павлодаре свободные земельные участки, как для коммерческого, так и для индивидуального строительства. Где данные, сколько мест в детских садах? Это очень актуальная тема. Люди до сих пор не знают, как встать в очередь на получение льготного жилья.

    Что-то не верится, что есть проблема с получением информации, к примеру, о том как встать в очередь на квартиру…

    — Формально все просто: приходи и узнавай. Однако посещает человек городской отдел занятости и социальных программ, а там длинная очередь к специалисту, который все пояснит. Информационные стенды выдают только «выжимки». В то же время горожанин не может понять, почему же он был в очереди на квартиру под номером 100, а стал 140. По идее, он должен был продвинуться вперед.

    Понимаете, чем больше информации о простых вещах, тем меньше коррупции в обществе. Я дал определение этому понятию о закрытости данных в виде слова «муть». Где она есть, там возникает взяточничество.

    В управлении дорожной полиции (УДП) по идее без проблем можно поставить транспортное средство на учет, но почему-то там суетятся так называемые «помогайки», которые все оформят без очереди. В здании УДП тоже висят стенды, но на них ничего не поймешь, а пробиться к «окошку» тяжело. Поэтому получается, что легче отдать деньги «бегунку» (вот даже несколько терминов есть для таких людей!) и получить госномер побыстрее.

    В различных СМИ уже упоминался проект «Исследование доступа к информации в Казахстане», проведенный «Десентой» совместно с карагандинским общественным фондом MEDIALIFE. Так вот из 1110 запросов в госорганы получены ответы лишь на половину из них — 48%. Мы беседовали с госслужащими из правовых отделов и орготделов, которые уверяли нас, что каждый запрос находится на контроле. Мол, он идет строго по инстанциям, контролируется по срокам, и данные предоставляются. Тем не менее, картина не совсем такая.

    Лучше показательно наказывать

    — На какой стадии проект по законодательному решению доступа к информации граждан Казахстана?

    — Мне кажется, что закон о доступе к информации не нужен, так как есть порядка 40 нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность госорганов. Существует общий для всех закон о порядке рассмотрения обращения и заявления граждан. Имеется множество актов и приказов отдельно для МВД и прокуратуры, детализирующих форму контактов с заявителями. Важно, чтобы все вышеперечисленное заработало. Необходимо отделить секретную информацию и этого будет достаточно.

    Лучше, наверное, показательно наказывать за нарушение существующих норм. Чиновник может получить выговор или быть уволен, потому что работа с гражданами — это одна из главных должностных обязанностей госслужащих. Почему-то мы с коррупцией боремся, но не обращаем внимание на данные факты.

    — В целом «созрели» ли наши сограждане до того чтобы добиваться доступа к информации?

    — Объем количества обращений, запросов и заявлений растет. Сейчас люди становятся более грамотными, и активнее используют свои права.

    А маслихат у нас не виртуальный!

    — Какие есть еще направления в получении доступа к информации?

    — Надо активнее использовать интернет. Есть данные, что только 11% населения республики владеет доступом во всемирную сеть, но число их растет постоянно. При этом данный процесс взаимосвязанный, потому что, чем больше данных на сайтах, тем больше будет желания у людей туда «окунуться». Идеальная картина, когда справку можно получить через интернет. Одна моя знакомая добилась ее с помощью сайта ЦОНа города Астана. Пока что веб-ресурсы большинства государственных органов слабо информативны и нерегулярно обновляются.

    — Как улучшить ситуацию?

    — Постоянно контролировать. Вот аким Павлодарской области Бакытжан Сагинтаев открыл блог, и люди стали обращаться в администрацию активнее. Кстати, выявляется мнение населения по некоторым вопросам. В Восточно-Казахстанской области несколько лет уже проводится конкурс на лучший веб-сайт среди государственных органов. Элемент состязательности улучшает их качество. Наш регион в этом отношении пока отстает.

    С апреля в Павлодаре стартует проект «Виртуальный маслихат», который поддержан фондом «Каунтерпарт». До сих пор нет карты города, где четко видны очертания округов, и указано какой депутат выбран от каждого из них. Люди не знают своих депутатов! Цель наша такая, чтобы граждане обращались к избранникам с запросами и получали информацию. Мы будем вести мониторинг, какие вопросы поступают чаще всего, насколько активно население и депутаты. Сейчас продумываем, как технически сделать форму запроса. Планируем открыть сайт к лету текущего года. Есть категория граждан, которая никогда не пойдет в общественную приемную, им легче отправить запрос через интернет.

    — Какова роль СМИ? Нужны ли они в получении «доступа» в качестве посредника?

    — Конечно СМИ нужны! Опрос показывает, что большую часть информации люди получают через телеканалы и газеты. Порой вопрос не сдвигается с места, пока на него не обратят внимание журналисты, а как выйдет сюжет или статья, то чиновники уже на месте разбирательства.

    Я не идеалист, но думаю, что ситуация с получением доступа к информации в целом у нас в Казахстане должна улучшиться.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии