Шаги навстречу
Интервью с директором проекта развития web-технологий АО «Национальные информационные технологии» Еленой Беловой о работе электронного правительства в Казахстане.
Запущенный в марте 2007 года, выражаясь языком специалистов, «в промышленную эксплуатацию» портал электронного правительства растет, развивается и с каждым годом предлагает казахстанцам все больше возможностей для общения напрямую, без посредников. О настоящем и будущем виртуального кабмина рассказывает директор проекта развития
— Елена Николаевна, что сейчас из себя представляет портал «электронного правительства»?
— Вообще, портал «электронного правительства» функционирует с 2006 года. Но тогда это был пилотный проект. В 2007году он был преобразован и запущен на апробацию. Сейчас портал предназначен не только для оказания информационных услуг как таковых, хотя это была главная задача при его создании, но и организации «единого окна» для разъяснения гражданам и предоставления им информации о том, чем занимается каждый госорган. Теперь он превратился еще и в средство обратной связи для любого гражданина.
— Каким образом осуществляется эта связь?
— В первую очередь, это интернет-конференции и
— Виртуальное общение с населением проходит в двух режимах: когда ответы на вопросы даются сразу либо по истечении определенного количества времени. Чем это вызвано?
— Большинство министерств, проводивших у нас на портале интернет-конференции, предпочитает работать в
При этом конференция проходила в режиме
— Вернемся к режиму «реального времени». Что такое
— Изучив опыт интернет-конференций, мы разработали так называемую систему
— А что делать, если у человека есть вопрос, требующий более обстоятельного ответа? Либо это не вопрос, а жалоба?
— Для более серьезной связи гражданина с госорганами на нашем портале реализована так называемая система обращения. Гражданин может написать письмо, причем оно будет нести в себе те же самые функции, что и письмо, написанное собственноручно, потому что под ним будет стоять электронная цифровая подпись (ЭЦП). Сейчас система на этапе становления. В 2007году ее запустили в пробном варианте, но в связи с тем, что у нас проходило становление национального удостоверяющего центра, мы не распространяли об этом информацию. Сейчас этот центр сдан в промышленную эксплуатацию, то есть система абсолютно готова.
— Где и как можно получить электронную цифровую подпись?
— С 1 января на портале идет информирование граждан: как работает данная система, что они должны для этого сделать? В настоящий момент ЭЦП выдается в 28 ЦОНах по всей республике — в областных центрах, Астане и Алматы. В течение ближайших нескольких месяцев это все выдается бесплатно.
— В чем главное отличие системы обращения от существующего бумажного документооборота?
— Гражданин на портале сможет отслеживать путь своего обращения в тот или иной госорган. Это будет происходить следующим образом: он пишет письмо, может вложить
Все это он отслеживает, контролирует, всегда может предъявить как доказательство: отправил
— Когда в интернете появился блог главы правительства, это вызвало большой общественный резонанс.
— Как показал опыт создания блог-страницы премьер-министра, именно такая связь для людей достаточно востребована. Это — как плечо, в которое хочется выплакаться. Человек может донести до правительства
Работа по созданию блог-платформы идет с января. С 11 февраля она уже функционирует. Мы сразу декларируем, что это часть
— Сначала оказание информационных услуг, затем возможность интерактивного общения — похоже, что виртуальный кабмин способен на многое. Чем еще планируете порадовать казахстанцев?
— Сейчас мы реализовали портал электронных услуг, который позволяет людям получать электронные услуги
— А сейчас
— В настоящее время портал предоставляет 39 электронных услуг. Это услуги Налогового комитета, регистра недвижимости при получении справки о наличии/отсутствии недвижимости, Агентства по управлению земельными ресурсами и Государственного центра выплаты пенсий (ГЦВП) Министерства труда и социальной защиты населения. То есть те услуги, которые достаточно востребованы сейчас населением.
К примеру, справки о рождении, смерти, заключении/расторжении брака, которые мы обычно берем в загсе. Человек может распечатать их на принтере, справка будет выглядеть, как выданная непосредственно самим государственным органом, единственное отличие — она содержит не печати и подписи, привычные нам, а двухмерный
— Есть ли гарантия, что по месту требования электронная справка будет принята как привычный бумажный аналог?
— По идее, да. Мы требуем от госорганов, чтобы все услуги, которые они оказывают в электронном виде, прописали в своих регламентах, постановлениях, правилах. И обязательно сообщили о том, что она равноценна бумажному варианту. Банки, нотариаты и другие учреждения обязаны их принимать.
Комментарии