Талон — отнюдь не эталон
Директор департамента языковой и информационной политики МВД РК Багдат Коджахметов о проекте внедрения электронных талонов к водительским удостоверениям.
Воодушевленная победой над праворульными машинами, дорожная полиция начала в прошлом году новый проект, который завершился не столь удачно.
Вспомнить, как это было, нам поможет Директор департамента языковой и информационной политики МВД РК Багдат Коджахметов.
Именно из его уст на одной из пресс-конференций журналисты услышали всю историю с пресловутыми электронными талонами к водительским удостоверениям от начала и до конца.
— Еще в 2004 году вышло Постановление Правительства, согласно которому было предусмотрено введение дополнительного документа — талона к водительскому удостоверению, который бы позволил так называемые повторные нарушения правил дорожного движения. Эти талоны предусматривались в качестве документов для этой фиксации… Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено, что если вы трижды, четырежды в год нарушаете один и тот же пункт Правил дорожного движения, например, проезжаете на красный свет, то первый раз вам выписывается штраф семь минимальных расчетных показателей, второй раз уже четырнадцать МРП, третий — двадцать один МРП и четвертый раз — вас лишают права управления автомобилем. За постоянное злостное нарушение одного и того же правила дорожного движения.
Как видим, появление нашего героя на свет было предопределено законодательно. Оставалась самая малость — дать ему жизнь. Иначе абсурд получался…
— На сегодняшний день нет такого инструмента, который позволил сотруднику дорожной полиции, остановив любого водителя-нарушителя, определить, нарушал ли он 11 месяцев 29 дней или даже пятнадцать минут назад этот вид правил дорожного движения. Инспектор этого не знает. Поэтому должны были ввести талоны, которые бы помогли ему определить, чтобы человек был наказан и за повторность нарушения.
Словом, с помощью талонов-накопителей негативной информации о своем владельце, полицейские предполагали бороться с повторностью и злостностью правонарушений. Причем, учитывая, что проверки талонов к водительскому удостоверению должны были проходить через электронный контроль, создавались предпосылки к тому, чтобы избежать коррупционных проявлений со стороны сотрудников УДП, проще говоря, их подкупа. Таким образом, дорожная полиции рассчитывала одним ударом (а точнее, талоном) решить сразу две задачи. Кстати, в советское время нечто подобное существовало, только в картонном варианте, а гаишник не только компостировал мозги нарушителю, но и его талон нарушений. Причем три дырочки обеспечивали тому… Нет, не две шкатулки, как на «Поле чудес», а два года оздоровительной ходьбы пешком, без права садиться за руль. Так что все новое — это несколько модернизированное старое. Картонками ныне не обойдешься — завалят подделками, вот и пришлось прибегнуть к электронному варианту.
Возможно, если бы этот проект и был доведен до завершения,
Но вернемся к талонам. Думаю, я уже
Я — не профессионал-гаишник, но почему бы не создать электронный банк данных нарушителей, и как только инспектор останавливает машину очередного «залетчика», то пока тот не подбежал к нему со мздой, «пробить» его по рации на предмет повторности? Запрос бы фиксировали службы контроля на базе и «разводить» на месте стало бы сложнее. Мне могут возразить, что забьют эфир такими запросами. Возможно. Тогда еще один вариант — бортовые компьютеры с базой данных нарушителей. Такие устройства уже есть на автопатрулях «Тантал». Сделать бы
Но Комитет дорожной полиции не стал изобретать велосипеды, а попытался решить все по Закону — талоны, так талоны.
— …Было тогда еще предложение — правительство выделит на это средства из республиканского бюджета, однако в Министерстве экономики и правительстве и в целом во вневедомственной комиссии по бюджету это предложение не поддержали.
Странное дело — у правительства не оказалось средств на исполнение одной из норм Законодательства. А может быть, министры тогда предположили, что Комитет дорожной полиции с помощью талонов просто пытается облегчить себе жизнь и не пошли у полисменов на поводу. Дескать, вы разработали и ввели в законодательные акты это понятие — талон, сами и ищите варианты, как его внедрить. КДП не растерялся…
— Потом появилось предложение — сделать совместный проект на государственно-частное партнерство. Появился Процессинговый центр, который тогда изъявил желание вложить свои деньги в проект. И изначально было соглашение с этим Процессинговым центром, что талоны, считывающие устройства-сканеры, а также личные карточки для инспекторов и соответствующее компьютерное оборудование будет представлено полностью бесплатно. Как государству, так и водителям страны.
Вот здесь начинается самое загадочное: почему частник так активно берется за откровенно экспериментальный проект, да еще и на таких непонятных условиях? Как говорил Саша Белый из фильма «Бригада»: «Я не вижу изюма». Но видимо, мы не знаем все подробности сделки и
— … но в ходе реализации проекта, как вы знаете, Процессинговый центр нарушил соглашение, договоренность со своей стороны. Они начали продавать талоны. Не раз им высказывались претензии в адрес, как со стороны МВД и так далее. Мы даже попытались разобраться с помощью других правоохранительных органов. Но как вы знаете, юристы доказали, что Процессинговый центр имеет право распоряжаться талонами так, как им удобно, потому что это их собственность, хотят — продают, хотят — дарят. Да, было соглашение, которое они нарушили, но это никаким образом не наказывается.
Так и хочется воскликнуть — вот оно торжество демократии и неприкосновенности частной собственности! Какая у нас замечательная страна, где бизнесмен не боится практически бросить вызов не самому слабому ведомству в системе МВД в деле защиты собственных интересов! А вместо этого, в силу вредности характера,
— …потом было принято решение, так как Процессинговый центр не выполнил своих обязательств — не поставил еще значительную часть талонов, соответственно мы их не успели раздать, а 1 июля было принято решение продлить еще на полгода до 1 января 2009 года. И вот буквально перед Новым годом в МВД состоялась выездное заседание депутатов Мажилиса, на котором министр принял решение — отказаться полностью от реализации проекта по введению талонов к водительскому удостоверению.
Также там присутствовал руководитель Процессингового центра Павел Устюгов, который пообещал депутатам, что водителям, которые купили талоны, деньги будут возвращены в обмен на соответствующие документы талонные квитанцию или чек.
Вот так быстро и просто разрешилась непонятная ситуация, но это вовсе не говорит о том, что проблема решена.
Самое лучшее положение у правоохранительных органов. Они вложили в дело ноль тенге. Опять же хотели как лучше — исполнить Закон, навести порядок на дорогах и наказать нарушителей Правил дорожного движения. Ну, взбудоражили немного водителей страны, ну попытались
— … и на сегодняшний день так складывается ситуация — МВД инициировало в Правительство письмо, в котором была просьба отменить Постановление Правительства 2004 года. Премьер-министр с этим предложением согласился и сейчас Министерству внутренних дел, Министерству юстиции поручено разработать проект Постановления Правительства отменяющего реализацию проекта по введению талонов к водительскому удостоверению. Ну, это приведет к тому, что необходимо будет вносить изменения в несколько законодательных актов, в том числе Кодекс об административных нарушениях, возможно в Правила дорожного движения, Закон о безопасности дорожного движения. Сейчас и Комитет дорожной полиции, и руководство МВД в поиске решения того, чем заменить данный инструмент — талон к водительскому удостоверению для того, чтобы
Вот так в данной истории получилось: вначале вводили и внедряли, а после стали думать, как это лучше сделать. Хорошо бы, если урок пошел впрок, а не стал эталоном для других решительных, но не продуманных до конца действий.
Комментарии