Запуск веб-портала е-правительства: от нас ждут активности
Об электронном правительстве рассказывают А. Жумагалиев, С. Сарсенов, А. Шужеева.
12 апреля 2006 года состоялся запуск внедрения
На вопросы редакции «Интернет и Я» отвечают: председатель Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи Жумагалиев Аскар Куанышевич; вице-президент АО «Национальные информационные технологии» Сарсенов Сакен Сейтжаппарович; заместитель директора департамента информатизации Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи Шужеева Азиза Тимуровна.
— Сейчас все очень много говорят об «электронном правительстве», но мало кто имеет четкое представление, что это такое. 12 апреля состоялся запуск
Жумагалиев А. К.: «Да, 12 апреля мы запустили
Отвечая на ваш вопрос, что даст нам
Например, человек родился. Первое, с чем он сталкивается, вернее, не он, а его родители — это регистрация рождения ребенка. Как получить свидетельство о рождении? В разделе «Получение свидетельства о рождении ребенка» пользователь выбирает ситуацию регистрации, где перечислено, какие необходимые документы необходимы для получения свидетельства.
Потом маленький гражданин идет в детский сад. Перед родителями встает проблема определения детского садика. В разделе «Как определить ребенка в детский сад?» родители смогут узнать условия приема в детских садах, в разделе «Платим за детский сад» — порядок и условия оплаты.
Затем дети подрастают, их нужно определять в школу. Пользуясь разделом «Первый раз в первый класс», можно получить список документов для приема ребенка в школу.
Став старшеклассником, по ссылке «Единое национальное тестирование» школьник может узнать условия проведения выпускных и вступительных вузовских экзаменов.
Достигнув определенного возраста, гражданин сталкивается с необходимостью в информационной услуге о порядке получения удостоверения личности или паспорта. Для этого нужно зайти в меню «Регистрация важных событий» — «Выдача/замена документов», в ссылке «Получение удостоверения». Здесь — ответ на вопрос о том, что для этого необходимо и какие нужны документы. Аналогичные услуги можно получить по таким жизненным ситуациям, как восстановление и замена удостоверения.
Следующим этапом развития данной услуги после интеграции с государственными базами данных будет подача заявлений на оформление удостоверяющих документов в электронной форме и, далее, переход на электронные документы международного образца, которые будут содержать чип. В чипе будет вся информация о владельце, включая платежные приложения, электронную цифровую подпись. При помощи таких средств человек может получать электронные услуги, имея персональный компьютер, а при отсутствии такого средства — через оператора Центра обслуживания населения.
После окончания школы гражданин поступает в университет. Для этого можно воспользоваться ссылкой «Поступаем в университет». А по ссылке «Платим за университет», узнаем порядок оплаты. Также здесь представлен перечень вузов Казахстана.
Для тех, кто закончил университет и устраивается на работу, — информация в меню «Трудоустройство» — доступ к базе данных для подачи своего резюме и отслеживания предложений по трудоустройству http://www.enbek.kz/. По ссылке «Как поступить на госслужбу» можно узнать порядок проведения конкурсов. Ссылка «Какие документы при этом необходимо иметь» — перечень необходимых для участия в конкурсе документов. В разделе «заявление» и «анкета» можно получить формы этих документов, заполнить их дома и пойти в госорган.
Для того чтобы зарегистрировать брак и узнать, как это сделать, по ссылке «Заключение брака» можно узнать, когда разрешается вступить в брак, какие документы нужны для регистрации и как заключить брачный договор.
Теперь рассмотрим жизненный цикл на примере бизнеса. Итак, гражданин Казахстана хочет создать предприятие. Воспользовавшись услугой «Как зарегистрировать предприятие?» и выбрав также категорию «ТОО», он узнает, какие необходимы документы для регистрации. Для предпринимателей, занимающихся малым и средним бизнесом, в разделе «Малый и средний бизнес» будет интересна информация о существующей в Казахстане инфраструктуре поддержки и развития предпринимательства, в том числе представлены объекты инфраструктуры, такие, как бизнес-инкубаторы, консалтинговые компании, бухгалтерские и юридические службы и условия финансово-кредитной поддержки.
Для дальнейшего развития собственного дела предприниматель в разделе «Лицензирование» может ознакомиться с порядком получения лицензии по интересующему виду деятельности. В перспективе, после того как мы разработаем и внедрим систему электронного лицензирования, данная услуга будет расширена до интерактивного уровня, когда предпринимателю будет предоставлена возможность подать заявку на получение лицензии в электронном виде и отслеживать весь процесс ее рассмотрения до момента получения лицензии. Для того чтобы реализовать услугу электронного лицензирования в этом году, Агентство начало разработку информационной системы на процедуре выдачи лицензий в области связи, затем мы эту систему апробируем в пилотной зоне и будем тиражировать в остальных 18 госорганах-лицензиарах.
Для иностранных граждан в блоке «Иностранцы» можно ознакомиться с общей информацией о Казахстане. В ситуации, когда иностранный гражданин захочет посетить Казахстан, он сможет в разделе «Посещение Казахстана» ознакомиться с административными процедурами, необходимыми для этого.
Можно и дальше приводить различные примеры. Думаю, что ситуаций, в которых актуальны услуги «электронного правительства», будет много. Главное, что хотел бы отметить, что это только начало. Начало большого пути, пути перехода к «сервисному» подходу к предоставлению гражданам государственных услуг и реализации главного принципа.
Также хочется обратиться ко всему населению: посещайте
— По какому принципу построен
Жумагалиев А. К.: «В основу дизайна и структуры
Построение структуры предоставления электронных услуг вокруг жизненных циклов человека и бизнеса направлено на максимальное облегчение поиска и получения необходимой информационной услуги. Так как изначально привязывает человека к той жизненной ситуации, в которой он находится и для решения проблем которой он обращается к «электронному правительству».
Помимо информационных услуг на портале реализован ряд сервисов: «Электронная почта», «Сервис контактов», «Сервис календарного планирования», «Сервис подписки».
Структуру
Дизайн
Символ «электронного правительства» — знак Казахстана «KZ», заключенный в символ «электронного» развития «Е» с наполненной чашей, символизирующей богатство нашей страны. И парящий орел как символ, который олицетворяет стремление покорения новых вершин, прорыва и завоевания новых высот, одним из которых является формирование информационного общества. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.
— Есть ли четкая стратегия развития
Жумагалиев А. К.: «Конечно же, развитие «электронного правительства» — это процесс поэтапный. Сегодня Казахстан находится на первой ступени формирования «электронного правительства», который называется информационным. А всего с учетом мирового опыта выделяют 4 этапа. Запуск 1 очереди
Первый — публикация и распространение информации.
Второй — предоставление интерактивных услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином.
Третий — транзакционное взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых операций.
Четвертый — формирование информационного общества, при котором электронные услуги будут преобладать над бумажными и охватывать весь жизненный цикл человека.
Второй этап представляет собой развитие «правительственного шлюза». Если портал — это окно, то шлюз — это система дверей в комнаты, где находятся базы данных госорганов. В этом году второй этап завершится подключением к порталу государственных баз данных, информационных систем наиболее подготовленных госорганов».
— В чем отличие на данном этапе между
Шужеева А. Т.: «Хотелось бы отметить, что портал «электронного правительства» отличается от существующих сайтов организационной структурой и механизмом публикации информации.
Создан Редакционный совет из числа сотрудников госорганов пилотной зоны, суммарно обладающих знаниями о деятельности госоргана и имеющих компетенцию для сбора и предоставления наиболее востребованных услуг. При Редакционном совете создана специальная служба управления контентом на базе АО «Национальные информационные технологии», которая включает также сотрудников госорганов, отвечающих за публикацию информации своего ведомства.
Но это не предел. До конца года будет завершен информационный этап
Как говорится, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех участников проекта, сотрудников Министерств образования и науки, труда и социальной защиты населения, индустрии и торговли, юстиции, финансов, здравоохранения, энергетики и минеральных ресурсов, Агентства по делам государственной службы и Национального банка — членов Редакционного совета, разработчиков АО «Национальные информационные технологии» за проделанную работу и хочу пожелать всем нам дальнейших творческих успехов в нашей интересной работе над
—
Шужеева А. Т.: «При разработке концепции
— Вот уже прошло более года, как в Казахстане принята госпрограмма формирования
Шужеева А. Т.: «Да, прошел год реализации инициатив
— Как происходил процесс разработки
Сарсенов С. С: «Основные требования к
— обеспечение полностью безопасного, защищенного и персонализированного рабочего окружения для каждого индивидуального пользователя;
— предоставление интегрированных интерактивных, в то же время и надежных, сервисов гражданам и организациям во взаимодействии с множеством государственных учреждений;
— уменьшение стоимости доставки электронных услуг гражданам и организациям по сравнению с традиционными каналами взаимодействия;
— предоставление доступа к электронным услугам со множества каналов, таких, как: компьютер, мобильный телефон, центр обработки звонков и т. д.;
— предоставление постоянного доступа к информации, сервисам и электронным услугам;
— предоставление удобных интерфейсов поиска и навигации по порталу, с поддержкой государственного языка.
На прединвестиционной фазе проекта необходимо идентифицировать все возможные риски и заранее выбрать решения, минимизирующие или полностью ликвидирующие их.
В частности, отсутствие крупных отечественных системных интеграторов, имеющих опыт в реализации подобных проектов, может привести к риску выбора платформы и технологий, не обеспечивающих требуемый функционал, а также оказания некачественных услуг по развитию интерфейсов и технической поддержке аппаратно-программного комплекса.
Решением послужил выбор портальной платформы на основе проведенного анализа по результатам предпроектного обследования и материалам Gartner's Portal Product Magic Quadrant 2004.
Другим, не менее критичным моментом является риск выбора неэффективной политики лицензирования, что может привести к неэффективному использованию средств государственного бюджета. Здесь были тщательно рассмотрены существующие политики и выбрано наиболее оптимальное решение. При разработке Портала имело смысл начинать работу не «с чистого листа», а с некой базовой портальной платформы, реализующей максимум требуемой функциональности и позволяющей в дальнейшем проводить его модернизацию. В Концепции ЭП отмечено, что для реализации портала ЭП целесообразно приобретение стандартного отлаженного программного обеспечения, реализующего большинство необходимых функций.
На основании аналитических отчетов международных консалтинговых компаний (InfoWorld, Gartner Group и др.), а также информации от компаний (Sun, Oracle, CBS, Bimash — официальные партнеры IBM в Казахстане) имеются определенные предварительные выводы по выбору потенциального поставщика.
В качестве критериев использовались такие показатели, как:
— простота в использовании: оценивалось, насколько предлагаемое решение интуитивно и удобно для конечного пользователя;
— интеграция: насколько решение взаимодействует с аппаратными средствами и/или программным обеспечением сторонних производителей, а также, как хорошо поддерживает различные технологические стандарты;
— управляемость: степень сложности в управлении (администрировании) предлагаемого решения;
— легкость внедрения: определяется, насколько решение легко во внедрении (по времени, по усилию);
— оценка ценности, включает в себя следующие критерии:
— защита: насколько обеспечена безопасность (отсутствие уязвимостей в защите) решения и адекватность реагирования на проблемы защиты;
— надежность: полнота выполнения ожидаемых операций решения; универсальность: — потенциал роста решения относительно остальной части
— поддержка: оценивался уровень доступной поддержки клиента как в документационной форме, так и в интерактивной помощи, а также оперативность поддержки клиента.
Таким образом, разработано программное обеспечение
В рамках 1 очереди внедрения
Следует отметить, что состав внутренних сервисов портала может расширяться. Работы по развитию Системы будут осуществляться в рамках 2 очереди и основываться на результатах опытной эксплуатации, а также консалтинговых услуг, предусматривающих, кроме того, спецификацию базовых интерактивных услуг».
— Какие изменения претерпит развитие
Сарсенов С. С: «Создание и развитие
—
Жумагалиев А. К.: «Успех «электронного правительства» зависит не только от инфраструктуры, но и от того, как мы обеспечим людям доступ к этим услугам. Для этого надо понизить тарифы на интернет. Нужно, используя административные ресурсы, провести понижение тарифов на интернет со стороны АО «Казахтелеком» на 25% в 1 полугодии и еще на 25% во 2 полугодии текущего года.
Другим фактором массового доступа граждан к порталу ЭП являются пункты общественного доступа. Планируется разместить целую сеть таких пунктов в наиболее доступных для граждан местах: библиотеках, отделениях АО «Казпочта», акиматах и Центрах обслуживания населения. Еще одна насущная необходимость — компьютер — в каждой казахстанской семье. Для этого мы совместно с Министерством индустрии и торговли, АО «Национальные информационные технологии», АО «Национальный инновационный фонд» работаем над организацией производства доступных компьютеров на базе СЭЗ «Парк информационных технологий».
Чтобы данный процесс был последовательным, в настоящее время разрабатывается проект среднесрочной программы по преодолению информационного неравенства, целью которой является обеспечение доступа населения к электронным услугам и повышение компьютерной грамотности населения. Изучение международного опыта показало, что многие эксперты считают, что при показателе доступа населения к интернету, равному 18%, процессы информатизации в государстве резко ускоряются и становятся практически необратимыми. Мы на стадии и разработки указанного проекта программы и хотим довести количество пользователей интернета в Казахстане до этого показателя к 2009 году.
В заключение хотелось бы отметить, что работа в целом проделана большая, но мы понимаем, что это только начало. Надо двигаться вперед».
Комментарии