Ценовая политика «Казахтелекома» — кто не спрятался...
Борьба казахстанских интернет-провайдеров за право предоставления услуг.
Если первыми перспективность Triple Play в Казахстане заметили
После покупки Nursat, «Арна» осталась практически один на один с «Казахтелекомом» на рынке доступа в интернет для физических лиц. Остальные крупные телекоммуникационные компании, такие как «КазТрансКом», Astel или Golden Telecom в основном фокусируются на корпоративном сегменте. Стоит отметить, что юридически национальный оператор даже не имел права на покупку Nursat, поскольку, по законам республики, естественные монополисты не могут быть учредителями или владельцами других компаний. Теперь же, будучи недовольным огромным числом конкурентов в количестве одной штуки, «Казахтелеком» решил принимать меры. Акционерное общество «Арна», с его точки зрения, развивается
По данным
«Весь прошлый год мы тщательно работали над расширением нашей зоны покрытия, теперь DUCAT появился еще в шести казахстанских городах, а также в Узбекистане и Кыргызстане, — сообщил Ержан Буденов, первый заместитель директора АО «Арна». — Правда, это пока только начало — в ближайшем времени мы планируем выйти на рынки Таджикистана и Афганистана».
Что же касается этого года, то перед DUCAT стоят три основные задачи: запуск и развитие
Все эти данные, похоже, не очень радуют «Казахтелеком». Конкуренция со стороны бывших
В середине марта «Арна» сначала лишилась интернет-трафика, а затем уже и своих телефонных линий. В «Казахтелекоме» отключение объясняют давними непогашенными долгами.
Если слова о давней задолженности «Арны» еще можно принять за аргумент, то заявление о жестокой конкуренции на рынке доступа в интернет звучит так же правдиво, как недавняя сказка «Казахтелекома» о конкуренции в сегменте сотовой связи. Напомним, что «GSM Казахстан», Neo и «Алтел» полностью или наполовину принадлежат госмонополисту.
В «Арне» же Exit.kz на это ответили, что компания давно готова погасить свой долг, но при условии, что это будет настоящая сумма, а не цифра, накрученная «Казахтелекомом».
«Мы уже не раз обращались к национальному оператору с просьбой о пересмотре систем тарификации телефонных линий и интернет-трафика. Сумма, выставленная нам сейчас «Казахтелекомом» не только неправильна, но и не легальна, — считает Гульмира Рахимжанова. — Тарифы на интернет и на телефонную связь у нацоператора зависят от города и от компании, с которой заключается договор, хотя ему, как монополисту, это запрещено. По закону «О конкуренции и монополистической деятельности» он не имеет права применять разные цены либо разные условия к равнозначным соглашениям с субъектами».
По словам Ержана Буденова, только
В октябре 2007 года в Алматы открылся пиринговый центр, который должен был позволить провайдерам бесплатно обмениваться казахстанским интернет-трафиком, выплачивая лишь членские взносы. Это позволило бы независимым операторам меньше платить «Казахтелекому» за объемы выкупаемого интернет-трафика. Аскар Жумагалиев, глава монополиста, произнес на открытие очень красивую речь о свободе и конкуренции, а потом назначил такие начальные взносы, что до сих пор этим пиринговым центром пользуются только «Казахтелеком» и Nursat.
Однако в этот раз подобное поведение монополиста вызвало критику даже у АИС. Аскар Бишигаев, заместитель председателя госагентства, потребовал у
«В настоящее время компания решает задачи по удешевлению доступа для конечных клиентов, поэтому мы не сможем снизить цены для оптовых покупателей, — объяснил ситуацию Тимур Буламбаев, директор по продажам «Казахтелекома», — Но в дальнейшем, мы еще рассмотрим это предложение».
Судя по словам
Стоит отметить и тот факт, что с первого апреля за услуги доступа к мировой сети юридические лица будут платить в 4 раза дешевле, а для операторов стоимость останется та же, хотя, по закону, разницы между предприятиями и интернет-провайдерами быть не должно.
«Ситуация в точности повторяется с телефонной связью. Для юридических лиц стоимость услуги составляет 950 тенге, а мы за пользование теми же услугами телефонной связи платим от 10738 до 19678 тенге. При этом законодательство Казахстана не разделяет потребителей на операторов и простых абонентов», — заметила
Однако некоторые специалисты полагают, что, действуя таким образом, госмонополист не пытается «расчистить» себе пространство, поскольку время, когда еще можно было «стряхнуть» конкурентов, прошло. Сегодня очень быстро развиваются беспроводные технологии, большинство арендаторов «Казахтелекома» уже развертывают собственные сети, а на рынке появляются соперники монополиста, уже не зависящие от его мощностей.
«То, что мы наблюдаем сейчас — это попытки «Казахтелекома» максимально затормозить снижение цен на телекоммуникационные услуги. Заставляя переплачивать провайдеров, монополист просто поддерживает в республике искусственно высокие тарифы, — объяснила Сауле Лукпанова, ведущий научный сотрудник КИСИ (Казахстанский институт стратегических исследований). — Но борьба госоператора проиграна заранее. Стоимость связи все равно будет ползти вниз, потому что это мировая тенденция. С каждой новой технологией, прорвавшейся на рынок, телекоммуникационные услуги дешевеют. Другое дело, что казахстанцы еще долго будут сильно переплачивать за интернет, телефон и телевидение».
Комментарии