На IT-обучение пошел «клев»
Обзор ситуации на рынке ИТ-образования в Казахстане.
Ежегодно обновляющиеся
Национальная склонность казахстанских рынков к «неизмеримости» коснулась и сферы авторизованного
«Пока спрос на
Однако такая «дружба» между «учителями» имеет под собой и другие причины. По мнению Юлии Бегеманн, руководителя ABS Training Centre, немаловажную роль здесь играют вендоры, которым удобнее, чтобы компании, проводящие тренинги, договаривались между собой, а не воевали. К тому же, «военное положение» плохо скажется и на самих центрах. Например, чтобы получить авторизацию на курс от Cisco, помимо определенных технических стандартов, нужно иметь сертифицированного преподавателя, прошедшего двухдневный экзамен в Словении. С Oracle все еще сложнее, потому что там инструктор должен проходить экзамен в Москве по каждому курсу, который он собирается преподавать. Поэтому для всех учебных центров разделить сферу влияния гораздо легче и дешевле, чем действовать «в одиночку».
«Большие инвестиции в персонал — это всегда очень рискованно: люди меняют работу, меняют жизненные планы, и если говорить о конкуренции, то конкуренция на рынке
Тем более что казахстанский рынок
Если говорить о дисциплинах, то наиболее востребованными в последнее время стали системы управления проектами, средства анализа данных, дизайн и системы проектирования, а также системы автоматизации администрирования и программирование на .NET.
Эксперты же отмечают тенденцию к расширению «портфолио» обучающих компаний. «Пока на рынке существуют лишь три наиболее востребованных основы. Но нужны новые интересные направления. Например, мы собираемся развивать авторизованное обучение продуктам IBM. У нас уже был положительный опыт, когда ABS совместно с московским центром «Interface» проводил курсы по продукту IBM — Rational. Занятия оказались настолько успешными, что сейчас планируется второй раунд», — сообщила Юлия Бегеманн.
«Занимая лидирующие позиции на рынке краткосрочного
Но тенденция по расширению спектра программ обучения во многом зависит от самих вендоров и ими же тормозится. Например, Hewlett-Packard, имеющий огромное количество курсов как по софту, так и по железу, предпочитает держать образование «в своих руках». Авторизованное обучение HP имеют право предоставлять только учебные центры при компании или при ее крупных дилерах, хотя такая политика не совсем оправдывает себя в центрально-азиатском регионе. Рынки Казахстана, Узбекистана или Кыргызстана, конечно, несравнимы с российскими или украинскими «коллегами», но порой очень специфичны, и во многом отличаются от европейской и российской модели. Поэтому передать обучение в аутсорсинг, наблюдая за соблюдением всех технических норм, зачастую намного удобнее, чем взваливать эту «головную боль» на себя. Тем более что сегодня компании стараются максимально сокращать расходы, а содержание собственного учебного центра обходится дороже, чем выдача авторизации.
Однако специалисты считают, что будущее — за обучением определенной методологии, а не продукту того или иного вендора. «В Казахстане еще слишком мало компаний, которые занимаются разработкой своего ПО, но со временем их число будет расти. Чтобы грамотно написать программу, мало написать код, нужно знать методологию, а этому в наших вузах не учат. Вот еще одно «поле» для авторизованного обучения. Тем более что такая методология будет одинаково интересна как частным, так и корпоративным клиентам», — подтверждают в ABS Training Center.
Сегодня же основными потребителями услуг по
«Не думаю, что спрос со стороны коммерческих организаций упадет, скорее он просто увеличится со стороны государства, у которого обучение станет еще и своего рода мотивацией для сотрудников. Возможно, возрастет и количество частных клиентов, люди уже сейчас начинают понимать, что инвестируя в свое образование, ты в дальнейшем стоишь дороже», — заметила
Но не во всех учебных центрах доля частных клиентов не превышает 10%. «По количеству слушателей соотношение между частными и корпоративными заказчиками High-Tech for Human примерно 50/50. Но мы предпочитаем не сравнивать эти два сегмента, и работаем с каждым из них в отдельности: слишком велика разница в особенностях набора, оповещения, целевой рекламы и оплаты», — сообщил Роман Плохотников.
«У нас скорее работает принцип Парето: 20% корпоративных заказчиков приносят компании 80% денег. А остальные 20%, соответственно, приносят частные потребители или открытые группы», — прокомментировала соотношение клиентов руководитель УЦ
Но все специалисты сходятся во мнении, что за последний год появилась тенденция «ломки стереотипов». Казахстанский бизнес понемногу становится на западные рельсы, начиная понимать, что
На сегодняшний день, по данным Computer Security Institute, около 55% всех проблем в информационной системе вызваны ошибками персонала, а такие угрозы как вирусы или вторжения извне порождают лишь
«Последние исследования, проведенные среди более чем трех тысяч компаний, показали, что 10% увеличения затрат на обучение сотрудников ведет к 8,6% росту производительности. В то же время от 10% увеличения инвестиций в оборудование производительность растет лишь на 3,4%», — отметила Жанара Аманжолова.
Но в Казахстане бизнесмены и госслужащие пришли к осознанию необходимости
Однако, понемногу избавляясь от стереотипов, рынок авторизованного
«С осени 2006 года договор с корпоративными заказчиками будет заключаться на следующих условиях: если, обучившись у нас, их человек меньше чем за год поменяет работу, то мы обязуемся обучить их следующего специалиста с
Прежде всего, сами компании должны взяться за свой HR и улучшить мотивацию своих сотрудников. Часто корпорации забывают, что деньги — далеко не единственный и не самый лучший инструмент для повышения лояльности персонала. По данным последних исследований, около 70% служащих предпочтут интересную работу и перспективы карьерного роста просто высокому окладу. Западные компании уже давно используют обучение сотрудников и в целях повышения их лояльности к корпорации.
«Специалисты, регулярно проходящие переподготовку, напротив, более преданны своей компании. Согласно статистике «Краун Американ Пропертис» система обучения и повышения квалификации позволяет снизить текучесть кадров на
Третий же отрицательный фактор, влияющий на развитие
Комментарии