Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Электронное правительство в жизни людей

    Интервью с Куанышбеком Есекеевым, Бикеш Курмангалиевой и Михаилом Тюниным о работе электронного правительства Казахстана.

    9 декабря 2007 14:31, Астана
    Рубрики: Общество

    27 ноября правительство Казахстана утвердило программу развития электронного правительства РК на 2008–2010 годы. Предполагается, что реализация этой программы позволит решить проблему непрозрачности государственных органов и факты коррупции. О том, каким образом это будет сделано, чем электронное правительство поможет простым людям, как облегчит жизни предпринимателям, что уже сделано и что предстоит сделать, в рамках программы «Тема» на телеканале «Астана» мы поговорим с Куанышбеком Есекеевым, председателем Агентства РК по информатизации и связи, Бикеш Курмангалиевой, заместителем председателя правления АО «Национальные информационные технологии» и Михаилом Тюниным, исполнительным директором корпоративного фонда «Информационные инициативы Казахстана».

    — 27 ноября правительство утвердило программу развития электронного правительства РК на 2008–2010 годы. На эту программу возлагаются очень серьезные надежды, в частности, предполагается, что ее реализация позволит решить даже такие застарелые проблемы, как непрозрачность государственных органов и факты коррупции. Каким образом это будет сделано, чем электронное правительство поможет простым людям, как облегчит жизни предпринимателям, что уже сделано и что предстоят сделать — об этом мы сегодня поговорим с моими гостями.

    Оформить документы, не выходя из дома или офиса. Для рядовых казахстанцев это самая главная выгода от внедрения в стране программы электронного правительства. Государственная программа формирования электронного правительства была разработана в республике 3 года назад. Согласно документу, стратегия внедрения поделена на 4 этапа — информационный, он уже позади; интерактивный, в процессе которого мы сейчас находимся; транзакционный — с 2008 по 2009 год; и завершающий этап информационного общества. Говоря простыми словами, если все будет идти Кабинета министров, уже со следующего года казахстанцы смогут проводить любые, даже платежные операции, не отходя от компьютера. Бумажной волокиты и препоны бюрократии канут в Лету, заверяют разработчики проекта. И что немаловажно, повысится эффективность государственного управления. Прозрачность государственных процедур и, возможно, это приведет к существенному снижению уровня коррупции в рядах госслужащих. Предполагается, что населения получит реальный, хоть и виртуальный, доступ к властям. Между тем, в настоящее время некоторые услуги электронного правительства уже в действии. В библиотеках и других общественных местах установлено около полутысячи терминалов. Однако пока что, считают некоторые пользователи, новинки своего предназначения не оправдывают.

    Что такое электронное правительство? Чем оно отличается от существующего? Зачем это нужно и что нам в конечном итоге даст?

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства РК по информатизации и связи

    — Электронное правительство — это, можно сказать, больше идеология, в которой государство большую часть своих функций, все свои основные услуги, которые оно оказывает населению, перевести в электронный вид. В принципе общественная, если четко понимать, функция электронного правительства — это взаимодействие государства с бизнесом, государства с человеком и государства внутри государственных органов. Поэтому основными моделями внутри электронного правительства является три отношения: «гавернмент фор ситизенс, гавернмент фор бизнес и гавернмент фор гавернмент». Идеология электронного правительства основана на двух вещах. Это построение инфраструктуры для оказания сервисов и сами сервисы. Построение инфраструктуры самого электронного правительства является создание инфраструктурных компонентов, таких как база данных, из которых берется информация, удостоверяющий центр, на котором берется подписание в электронном виде, то есть электронно-цифровая подпись, и шлюз, через который гражданин будет входить. Неважно, мобильный он или в интернете.

    — То есть, через это электронное правительство люди будут получать те же самые услуги, которые они получают сейчас. Оформлять необходимые документы, платить налоги только это все через интернет.

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства РК по информатизации и связи

    — Через интернет либо еще один вариант — это ЦОН.

    — На каком этапе мы находимся? Какая часть работы уже проведена? Что еще предстоит сделать?

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства РК по информатизации и связи

    — У развития каждой технологии есть свой тренд. Общим трендом для электронного правительства является информационный этап, который характеризуется тем, что сайты, контенты полностью наполняются, и любую информацию можно получить в сети. Второй этап — интерактивный этап, когда ты не только можешь информацию получить, но и обратиться, получить ответ. И третий — транзакционный, когда ты можешь за какую-то услугу уже оплатить в сети и получить на свой компьютер. На данном этапе первый уровень завершен, потому что все государственные органа имеют свои сайты. К интернет-контенту интерес большой. И еще у нас подготовлены инфраструктурные компоненты — удостоверяющий центр для государственных органов, которые работают внутри системы документооборота и Национальный удостоверяющий центр для того, чтобы обслуживать системы, которые будут находиться у граждан. Потом создана система документооборота внутри государственных органов, транспортная среда по Астане, которая взаимосвяжет все базы данных и все государственные органы. И 4-й вопрос — это создан портал электронного правительства. Даже если вы знаете, интернет-конференция главы государства проходила на данном портале. Кроме того, этот портал осуществлял функции при выборных вещах. Поэтому портал существует, на нем обновляется информация. Может, какие-то обновления не вовремя, но надо понимать, что портал генерирует контент, который дают эти государственные органы. В данном случае по расписанию железнодорожных поездов, то контент генерирует железная дорога. Если там вопрос по МВД, то его генерирует МВД. Мы строим всего лишь механику того, как это будет размещаться в сети.

    — Бикеш Кадыровна, ваша организация занимается технической поддержкой вот этих вещей? В том числе и портал электронного правительства.

    Бикеш Курмангалиева,
    заместитель председателя правления АО «Национальные информационные технологии»

    — Наша организация участвует на всех этапах проекта реализации этой программы. Программа разбита на отдельные проекты, согласно мероприятиям госпрограммы. И, естественно, мы управляем проектами, мы участвуем в реализации, принимаем это на дальнейшую техническую поддержку, сопровождаем в течение всего периода эксплуатации уже созданных систем.

    — Сейчас принята программа на 2008–2010 годы. Что предстоит сделать в течение этих трех лет?

    Бикеш Курмангалиева,
    заместитель председателя правления АО «Национальные информационные технологии»

    — Очень много. Поскольку мы создали только фундамент, некую основу, то есть построили, причем, только первый этап построения инфраструктуры завершен. Система доставки этих услуг до потребителей. Теперь предстоит наполнить эту систему самими этими услугами, то есть реально создать те интерактивные услуги, когда в режиме реального времени каждый гражданин сможет получить ту услугу, которая ему необходима. И вот второй этап посвящен тому, что все эти интерактивные услуги создать и запустить. Часть из них и транзакционные, то есть это будут платные услуги для населения. Естественно, нужно создать так называемый платежный шлюз, чтобы население могло тут же рассчитываться за эти услуги и получать их в том режиме, в котором ему удобно. Каналов доставки сейчас много. Это интернет, пункты доступа, мобильные услуги через сотовые телефоны, ЦОНы.

    — Представим себе 2010 год. Что простой гражданин сможет сделать после того, как этот этап будет завершен? Какой-то пример, какой-то документ оформить или что?

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства РК по информатизации и связи

    — Я думаю, мы выделили базовые услуги, которые мы будем предоставлять уже в интерактивном, соответственно в транзакционном виде. Первое — это услуги, которые граждане получают в ЦОНе. Мы планируем на первом этапе следующего года уже автоматизировать ЦОНы совместно с Минюстом. И вторым этапом те услуги, которые граждане получают в ЦОНе, вывести в интернет. Я думаю, если мы сделаем эту работу, то основные вещи по услугам, востребованности будут сняты. Теперь вводятся дополнительные услуги, которые возникнут в рамках конкретно каких-либо проектов. Например, программа на самом деле является зонтиком по отношению к другим программам, например, электронной таможне, электронным налогам. И как вы знаете, налоговое администрирование у нас ведется в электронном виде. Потом в системе таможенного электронного декларирования уже есть наработки. То есть, программа будет включать в себя не только те сервисы, которыми АИС будет заниматься для того, чтобы реализовать на ЦОНе, но и сервисы, которые у нас будут оказываться через другие государственные органы. Поэтому гражданин в течение 3-х лет может получить однозначно услуги ЦОНов, министерству финансов и таможни.

    — Правильно я понимаю? Человеку не надо будет приходить в ЦОН, а достаточно будет отправить заявку по интернету, например, на получение паспорта?

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства РК по информатизации и связи

    — Единственная проблема будет в том, что, отправляя документы, вы должны точно заверить, что это точно вы.

    — А как это будет осуществляться?

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства РК по информатизации и связи

    — Есть два момента. Министерство юстиции переходит на новые Ай-Ти паспорта. И мы провели переговоры, чтобы на них было место в смарт-чипе для того, чтобы разместить там ключи электронно-цифровую подпись генерировать. То есть, человек, чтобы отправить, должен получить эту Ай-Ти карту, которая будет составлять электронно-цифровая подпись.

    — Он будет куда-то вставлять этот чип?

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства РК по информатизации и связи

    — Технически у нас есть пункты общественного доступа, туда он может вставлять чип. А вторая инициация ключа может заключаться в том, что он может получить свой ключ в форме USB, которые есть во всех компьютерах, либо кард-ридер, который будет стоять для того, чтобы четко подтвердить информацию.

    — Михаил Викторович, это все звучит хорошо. Вы представляете неправительственную организацию. Какие условия, на ваш взгляд, необходимы для того, чтобы эту сказку сделать былью?

    Михаил Тюнин,
    исполнительный директор корпоративного фонда «Информационные инициативы Казахстана»

    — Прежде всего, необходимо подготовить общество к реализации программы электронного правительства. На сегодняшний момент, несмотря на то, что делается очень много, общество, по сути, не готово. Очень мало информации передается через СМИ, мало доступной информации о программе электронного правительства, о сопутствующих программах, той же программе снижения информационного неравенства. И население недопонимает сути происходящих процессов. Та часть населения, которая владеет компьютерной грамотностью, является активным пользователем интернета, для них все понятно. Но большая часть населения недопонимает, что такое электронное правительство и зачем это нужно. И здесь я вижу большую проблему в том, что не до конца проработан механизм взаимодействия государственных органов с неправительственными организациями, которые могли бы помочь популяризировать все эти идеи, донести до фокусных групп. И, кроме того, есть проблема — эта программа предназначена для решения вопросов коррупции, но сама она не до конца прозрачна. Хотелось бы, используя потенциал той же палаты общественных экспертов, при разработке законов, которые в рамках данной программы предусматриваются, при общественной экспертизе был усчитан.

    — Вы говорите, что недостаточно хорошо налажено взаимодействие государственных органов и неправительственных организаций. Если бы они были налажены, то люди бы знали больше. Не вижу связи? Зачем вам нужны контакты с госорганами для того, чтобы популяризировать программу. Вы можете это делать сами, открыто рассказывать о том, что такое электронное правительство. Я так понимаю, что вы знаете суть этой программы?

    Михаил Тюнин,
    исполнительный директор корпоративного фонда «Информационные инициативы Казахстана»

    — По сути дела, мы этим и занимаемся. Но я бы хотел обратиться к опыту Восточного Казахстана, где всеми тремя секторами общества — государством, бизнесом и НПО — был реализован проект «Прозрачный город», который стал основой для реализации региональной программы электронного акимата. И мы видим, каких результатов они добились.

    — А вот, когда государственная программа разрабатывалась, привлекались общественные организации, какие-то эксперты?

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства РК по информатизации и связи

    — Мы проводили достаточно большие публичные слушания по программе электронного правительства. Мы повели несколько конференций. Я знаю, что у нас есть Ассоциация Ай-Ти компаний. Это утвержденная нами общественная организация, которая провела экспертизу данного проекта. Я думаю, вопрос стоит глубже. Поскольку программа должна отражать взаимодействие государства и общественных фондов. На самом деле, как говорится, welcome! К любому сотрудничеству мы открыты и готовы к работе.

    — Почему вы говорите, что эта программа непрозрачна?

    Михаил Тюнин,
    исполнительный директор корпоративного фонда «Информационные инициативы Казахстана»

    — Непрозрачна в том плане, что, к сожалению, нет правовых оснований для получения информации от государственных органов по реализации государственных программ, не только электронного правительства, а вообще, то есть мы не можем получить данные о финансовых расходах программы, количественных показателях. Ссылаются на отсутствие нормативно-правовой базы, в том числе на отсутствие закона о доступе к информации. И здесь понятно, что государственные органы могут по доброй воле, либо быть регулируемыми каким-то специальным законом. На сегодняшний день доброй воли, может быть, только Агентство по информатизации и связи, центральный аппарат идет на сотрудничество, а в регионах с акиматами очень тяжело работать.

    — Мне кажется, что одной из главных проблем является доступ населения к интернету. Установили ПОДы (Пункты общественного доступа) в регионах, но, по информации наших корреспондентов в регионах, эти ПОДы становятся антиПОДами, потому что они устанавливаются в каких-то труднодоступных местах. Этим же проблему не решишь? Наверное, есть какие-то другие способы?

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства РК по информатизации и связи

    — Здесь две вещи. Государство, в частности, наше ведомство выходит регулятором в сфере телекоммуникаций. Поэтому в течение этого года мы сделали несколько шагов. Первое — это снижение тарифов … по доступу. В среднем дневной тариф мы уменьшили в два раза, ночной — в 4 раза. По статистике, уронили на 15% стоимость широкополосного доступа, появилось большое количество тарифов «Мегалайн Хит», «Мегалайн Бюджетный». Для того чтобы граждане имели доступ в интернет. В общем, агентство проводит политику регулирования, по которой мы проводим снижение вообще глобально тарифов на интернет.

    Второй вопрос касательно компьютерного базового образования. Естественно, эту проблему мы подняли и в прошлом году в это время мы защитили программу снижения информационного неравенства, основной целью которой является: первое — доведение компьютерного образования до 25%. Как и в классической экономике, есть понятие информационной экономики. Если мы в классической экономике берем Адама Смита, Кейнса, то в информационной экономике свои законы. Одна из моделей, когда граждане достигают 25%, дальше процесс идет не линейно, а уже … начинает расти количество пользователей. То есть, вы взяли мобильный телефон. Сперва вам звонило 5 человек, а потом вы уже отвечаете на него постоянно. Те же самые законы специфичны и для информационной экономики. Поэтому мы разработали трехлетнюю программу, в рамках которой мы хотим довести количество пользователей до 20% от общего числа населения. Около 300 тысяч школьников мы выпускаем ежегодно. В течение трех лет если мы выпустим, то это около 900 тысяч человек. Если брать 50 тысяч человек, которые выпускаются в вузах, то это миллион сто тысяч мы можем однозначно дать населению базовые компьютерные навыки.

    Вторая часть вопроса — это работники бюджетной сферы, национальных компаний, которые тоже составляют большой контингент населения. И сейчас у нас идет работа со всеми национальными компаниями по процессу аттестации и обучению сотрудников компьютерным технологиям. И третье — в рамках программы мы проводим летние школы во всех регионах. Сейчас у нас работает 2,5 тысяч классов, посвященных этой тематике, которые производят обучение рядового населения. Вот эти основных фактора, которые в течение полутора лет породят около 1,5 миллиона уже активного, компьютерно грамотного населения. Учитывая, что сейчас идет достаточно большой дум. Например, количество интернет-пользователей по сравнению с прошлым годом увеличилось в 2 раза. Если брать динамику вообще телекоммуникаций как таковых, то уже показатели ежегодно растут на 30%. Поэтому мы думаем, что в течение 3-х лет, когда мы достигнем 20%, дальше процесс будет ускоряться. Инициатива главы государства о том, чтобы провести первого сентября интерактивный урок, показательна. Это значит, что все школы подключатся к интернету, все школы будут работать с данной системой. Вопрос пользователей в ближайшие 2–3 года будет решен.

    — А сейчас число людей, которые владеют?

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства РК по информатизации и связи

    — Аудитория интернета у нас сейчас составляет 9% регулярных пользователей. Кто хоть раз в неделю, есть различные категории пользователей. Если взять тот же самый Давосский индекс, то там … в принципе количество пользователей, которые обращаются раз в неделю, около 12%. Количество регулярных пользователей, которые заходят раз в день 9%. Количество юзеров и активных пользователей, которые просто занимаются компьютерными технологиями, составляет 2%. Если брать задачу 50 конкурентоспособных стран, то по этому индексу у нас ближайшая стоит Португалия, в которой 26% населения активно. И поэтому для того, идентификатором отрасли является цифровой индекс, когда мы знаем, сколько у нас пользователей интернета и второй, это уже подиндексы, насколько прозрачны государственные институты, чтобы мы могли ими пользоваться. Если мы эти 2 индекса поднимем в течение 2 лет до уровня 5ти конкурентоспособных стран, то по данной отрасли, сегменту информационных технологий и телекоммуникаций можно сказать, что мы добились определенных успехов.

    Бикеш Курмангалиева,
    заместитель председателя правления АО «Национальные информационные технологии»

    — Еще можно добавить, что планируется использование такого массового средства доступа как мобильные телефоны. Если сегодня уже 60% населения имеют мобильные телефоны, то использовать этот канал — это задача как раз второго этапа.

    — Имеются обычные мобильные телефоны или те, которые являются продвинутыми моделями?

    Бикеш Курмангалиева,
    заместитель председателя правления АО «Национальные информационные технологии»

    — Обычные телефоны, потому что предполагается, как использование смс. Сегодня фактически все телефоны эту услугу имеют, естественно, смартфоны просто заменяют компьютер. Естественно, у телефонов перечень услуг будет не такой широкий, как средств доступа в интернет, но часть услуг, особенно информационных услуг подтверждения, мониторинг запрошенной услуги, он может выполнять через свой мобильный телефон.

    Михаил Тюнин,
    исполнительный директор корпоративного фонда «Информационные инициативы Казахстана»

    — Я хотел бы немножко добавить. Куанышбек Бахытбекович говорил о программе снижения информационного неравенства. Да, это замечательная программа, сложная программа, она замечательно работает. Но есть большие риски, что полученные навыки по сути дела заморожены. Применить навыки, полученные на компьютерных курсах сейчас по большому счету весьма трудно, потому что не все центры, где обучается население, бюджетники обеспечить всем доступ в интернет. Мало информационных ресурсов. И, к сожалению, наш мониторинг реализации программы «Снижение информационного неравенства» показал, что людям не объясняют — для чего реализуется эта программа. Недопонимая сути происходящих событий, люди могут в лучшем случае не воспринимать реализации прекрасных инициатив государства. И здесь, нам кажется, необходимо усиливать информационные компании, объяснять населению для чего проводятся эти курсы. К сожалению, этот компонент слабый.

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства по информатизации и связи РК

    — Согласен. Я думаю, действительно мы хотим увеличить вопросы по разъяснению населению, к этому готовим и ролики, и подобные вещи. Вы знаете, сейчас и правительство, и ваш канал, он уже привлек внимание к этой проблеме, потому что начинается уже эта работа. Второй момент по содержанию интернета. Действительно в Казахстане, если брать общую структуру трафика, то у нас 86% российского трафика. Если даже из тех людей, кто находится в студии, все имеют почту на mail.ru, правильно. Чем это обусловлено? Тем, что канациклизированный российский контент дает очень много сервисов. Например, услуги почты, услуги поиска, и говорят о социальных сетях как «одноклассники.ru», сайт знакомств. И поэтому есть 86% трафика генерация в России. То есть мы можем решить двумя путями. Вот один из путей, который мы рассматриваем. Это зеркалирует российский сайт, чтобы трафик оставался здесь. То есть заходите на «rambler.ru», на самом деле этот сервер находится здесь, просто он реплицируется оттуда и для местных операторов это дешевле. Здесь вопрос просто инвестиций. Мы сейчас рассматриваем проблему — либо это будут частные коммерческие инвестиции, либо это будут государственные инвестиции, для того чтобы сделать зеркалирование сайтов, соответственно ввести на межтарифный интернет. И второй вопрос — сейчас «Казахтелеком» сделал точку обмена трафиком. То есть у нас несколько операторов, они работают, например, одни получают с России, другие с Германии, третьи со спутника. Теперь мы сделали точку обмена трафиком операторов между собой. Если. Например, мой сайт находится у «Казахтелекома», ваш сайт находится у «Астела», то у них есть точка обмена трафиком, между которыми они быстро соединяются. Я могу обращаться на сайт «Астела» будучи пользователем «Казахтелекома».

    — Что это даст?

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства по информатизации и связи РК

    — Это даст снижение трафика для работы операторов. Например, вы образно виртуально обратитесь к компании одной, я к другой, вы бы получали бы интернет в Москве, я в Германии, то мой пользователь бы через Германию в Москву заходил. Поэтому Россия эту проблему решила лет 7 назад, у них «Точка М-1»  называется. Они запустили такую точку обмена трафиком. В этом году «Казахтелеком» эту точку обмена трафиком тоже запустил. Мы думаем, со временем все тенденции уйдут в интернет, содержание сети будет очень большое. И третий вопрос — надо понимать, что для того, чтобы были инвестиции в интернет-технологии, нужна аудитория. Для бизнеса это привлекательно. У нас это будет привлекательно тогда, когда у нас будет 4 млн. постоянных пользователей каких-то сетей. Мы думаем, что государство должно взять инициативу в этом вопросе на себя. И мы сейчас готовим проект по созданию контентных вещей в интернете. И еще вопрос, который возник для того, чтобы продвигать технологии, о которых мы говорили. Я думаю, если мы сейчас мобильным сервисом будем заниматься, то со временем эти мобильные сервисы будут востребованы.

    — Мы заговорили о мировом опыте. Я хотел бы вернуться к основной идее — к электронному правительству. Действительно идея создания электронного правительства очень популярна в разных странах мира, и в разных странах она находится на разных стадиях реализации, но можно точно утверждать, чтобы не пытаемся вскочить в последний вагон уходящего поезда, и об этом свидетельствует международный опыт. Я хотел бы вернуться к вопросу об охвате интернетом, компьютерными услугами. В связи с этим Михаил Витальевич, хотел задать вам вопрос. Я знаю, что вы участвовали в реализации очень интересного проекта «Электронная деревня» в Карагандинской области. Вы можете об этом чуть подробнее рассказать?

    Михаил Тюнин,
    исполнительный директор корпоративного фонда «Информационные инициативы Казахстана»

    — Да, у нас был небольшой такой проект. Мы выбрали небольшой поселок близ Караганды и попытались там создать информационное сообщество, в которое вошел сельский аким и население этого поселка. Мы создали информационные ресурсы, мы обучили население, обучили сотрудников акимата. И самое главное — мы наполнили этот информационное сообщество реальным контентом. Плюс мы попытались сделать небольшие сегменты построения внутри поселка беспроводной сети, т.е.  мы использовали обычные офисные точки доступа, мы не являемся коммерческим провайдером, и большая часть поселка была завязана в сеть. И сейчас аким поселка ходит в гости к жителям, и у него постоянно с собой ноутбук, и отвечает он на вопросы населения с помощью локально настроенной «айсикью». И только в этом поселке он отправляет по «айсикью» сообщения о том, когда он может принять человека, что он решает какую-то проблему, когда человек к нему обратился. И, кроме того, внутри поселка люди начали электронное взаимодействие. Поначалу они просто играли в сетевые игры. Сейчас стали они вывешивать объявления об обмене фильмами, об обмене одеждой, о продаже каких-то материальных ценностей. И в итоге мы увидели, что есть реальное информационное, сетевое взаимодействие в конкретном поселке, куда подключена и власть. Это показатель того, что этот проект был инициирован жителями этого поселка и поддержан властью. Это лишний раз доказывает, что инициатива снизу, инициатива граждан общественных организаций может привести к хорошим положительным результатам.

    — Не будет ли большим преувеличением, если сказать, что в рамках этого поселка вы попытались решить те же самые проблемы, которые сейчас АИС, правительство решает в рамках всей страны? Компьютерная грамотность, создание контента, создание условий для того, чтобы люди получили доступ?

    Михаил Тюнин,
    исполнительный директор корпоративного фонда «Информационные инициативы Казахстана»

    — Но не все, конечно. Мы не реализовывали вопросы электронного взаимодействия между сельским акимом и районным акимом, мы не ставили перед собой задачу транзакционных услуг и не ставили перед собой задачу внедрения документооборота.

    — Но, тем не мене, какие-то этапы?

    Михаил Тюнин,
    исполнительный директор корпоративного фонда «Информационные инициативы Казахстана»

    — Какие-то элементы, да.

    — С какими основными трудностями вы столкнулись?

    Михаил Тюнин,
    исполнительный директор корпоративного фонда «Информационные инициативы Казахстана»

    — Самое сложное было — убедить власть, что это необходимо. То есть все слышали о госпрограмме электронного правительства, все ее боялись. И самое главное, боялись, что эта инициатива идет снизу. То есть без поддержки официальных структур было очень сложно это реализовать.

    — А какие главные трудности ощущает агентство и правительство в реализации программы «Электронное правительство»?

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства по информатизации и связи РК

    — Основной трудностью можно назвать это вопрос построения самих технологий, которое агентство ощущает. Выбор правильных технологических решений, эта ответственность лежит на нас совместно с нашими национальными операторами. После того, как техническое решение осуществлено и сложность доведения того, что это техническое решение нужно и показать всем, что оно реально востребовано. Правительство сейчас очень сильный акцент уделяет новым технологиям. Что правительство поддержит, это уже однозначно. Теперь ответственность лежит на нас, чтобы те инициативы, которые дал глава правительства, глава государства, мы довели до населения. Вот это для нас основная трудность. Для этого мы должны объединиться с медиа-компаниями, общественными организациями, чтобы действительно показать, что эти услуги будут востребованы. И чем больше мы будем этот процесс решать, тем меньше у нас будут возникать трудности.

    — Существует какая-то трудность во взаимоотношениях с государственными органами. Он, может быть, до конца тоже не понимает всю важность, и я так предполагаю, что есть проблемы и на местах, да?

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства по информатизации и связи РК

    — Однозначно такие проблемы есть. Это проект, работа ест…

    Бикеш Курмангалиева,
    заместитель председателя правления АО «Национальные информационные технологии»

    — Это проект, очень много участников. Каждый государственный орган — участник проекта. Чем сложнее уровень проекта, чем больше вовлеченных участников, тем естественно, согласование, чтобы все госорганы работали как единый оркестр. Сейчас эти барьеры преодолеваются, понимание наступает. И именно что план проекта это закон, который должен выполняться, сегодня уже очевиден.

    — Бикеш Кадыровна, можно вам задать один вопрос. Вот пред тем, как мы пришли на эту программу, я попытался зайти на сайт электронного правительства, и мне это не удалось. Вы объяснили, что на самом деле дело не в сбое на самом портале, а какие-то другие проблемы. Вы можете нашим телезрителям объяснить — что это за проблемы, и как они могут быть решены? Потому что все начнет работать, а элементарная вещь — я не смогу зайти на этот портал и начну расстраиваться, переживать, первое кого я вспомню, естественно Есекеева не добрым словом.

    Бикеш Курмангалиева,
    заместитель председателя правления АО «Национальные информационные технологии»

    — Тут сложно сказать, что было в конкретном случае причиной этой неудачи. Начиная от технических, организационных, отсутствия человеческого фактора. Действительно это еще раз характеризует, что мы находим на неком промежуточном этапе реализации системы электронного правительства. Сейчас на втором этапе мы должны так согласовать бизнес-процесс, когда каждый должен отвечать за свои функции и в целом результат должен быть, всегда доступен 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Как раз вот эта устойчивость, надежность этой системы это конечная цель нас как ответственных за реализацию этого проекта.

    — Мы говорили о том, что многое зависит от провайдеров, которым не предоставляют услуги выхода в интернет.

    Бикеш Курмангалиева,
    заместитель председателя правления АО «Национальные информационные технологии»

    — Технический уровень всегда должен быть безотказным, надежным. И здесь уровень провайдеров, их устойчивая работа это тоже один из показателей работы в целом системы электронного правительства.

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства по информатизации и связи РК

    — Например, я сейчас через сотовый захожу в портал электронного правительства, он действительно работает.

    — Это явная демонстрация того, как все это работает, и в то же время демонстрация того, какие могут возникать проблемы у каждого из нас. Михаил Витальевич, вы в свое время в числе других представителей неправительственных организаций заявили о том, что необходимо, чтобы был общественный контроль над реализацией программы электронного правительства. Об этом вы вначале программы говорили. Скажите, что это за общественный контроль, как себе его представляете, зачем он нужен и самое главное — что это дает простому гражданину?

    Михаил Тюнин,
    исполнительный директор корпоративного фонда «Информационные инициативы Казахстана»

    — Начнем с того, что любая государственная программа это бюджет. Бюджет сформирован за счет налогоплательщиков, в том числе и граждан. Насколько открыто расходуется этот бюджет, насколько эффективно реализуются те или иные процессы той или иной программы, в общем-то, показатель — как умело государство распоряжается теми средствами, которые население отдало в виде налоговых сборов. Здесь функция неправительственных организаций не осуществлять тотальный контроль, а взаимодействовать с государственными органами, которые будут публично докладывать обществу — как тратятся бюджетные деньги, насколько эффективно это делается. Не для кого не секрет, что бюджетные деньги не всегда осваиваются вовремя. Не для кого не секрет что существует коррупция. Естественно, это волнует общество. Поэтому НПО говорят о том, что большие государственные программы с большим финансированием должны подвергаться если не контролю, то наблюдению. Об этом говорят не только НПО, но и министры. Если у нас будет взаимодействие и понимание. НПО могут принести реальную пользу не только обществу, но и самим исполнительным государственным программам, указав на неисполнение каких-то процессов на низовом уровне, указав на отсутствие каких-то обязательных социальных элементов в тех или иных программах. Осенью мы Куанышбеку Бахытбековичу предоставили информацию, что, к сожалению, в программе снижения информационного неравенства вообще не взяты в качестве фокусной группы люди с ограниченными возможностями. Об этом думали, не думали, мы не знаем, но мы эту проблему обозначили. И мы рад, что АИС прислушивается к нам и, возможно, мы какие-то практические шаги предпримем в этом вопросе.

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства по информатизации и связи РК

    — Действительно, здесь нужно теснее работать. Взгляд со стороны всегда полезнее. Были и другие проблемы по подключению школ, эти вопросы тоже поднимают НПО. Поэтому мы готовы открыто и прозрачно работать с общественными организациями.

    — В конце я задаю каждому частнику один и тот же вопрос и прошу на него ответить очень коротко. Понятно, есть государственная программа, что-то делают государственные органы, соответствующий структуры. А что делать простому человеку, который сейчас нас смотрит? Сидеть, сложа руки, ожидая, когда все это будет реализовано или со своей стороны тоже начать делать, может какие-то движения на встречу, готовиться к этому часу икс, когда все это заработает?

    Михаил Тюнин,
    исполнительный директор корпоративного фонда «Информационные инициативы Казахстана»

    — Если начнем с меня, то я бы посмотрел на ситуацию так, что людям, которые уже владеют компьютерными знаниями, доступом в интернет необходимо как можно больше создавать информационных ресурсов внутри Казахстана и в том числе на государственном языке. Это будет реальным вкладом в расширение аудитории, которая владеет информационными технологиями. Соответственно, потом эта аудитория может потенциально воспользоваться услугами электронного правительства.

    Куанышбек Есекеев,
    председатель Агентства по информатизации и связи РК

    — Я бы пожелал, чтобы повышали компьютерные знания, потому что технологии динамично идут вперед. Рядовому пользователю иногда будет сложно уследить за ними, поэтому я телезрителям посоветовал бы заниматься постоянным обновлением своих знаний для того, чтобы, когда все системы эти будут запущены, чтобы они максимально быстро, эффективно и с меньшим количеством вопросов — как это делается, начали этим пользоваться.

    Бикеш Курмангалиева,
    заместитель председателя правления АО «Национальные информационные технологии»

    — Я бы посоветовала использовать активно те услуги, которые постепенно будут запускаться. Потому что тем самым население поможет нам улучшить их качество. Несмотря на то, что мы не изобретаем велосипед, в мире уже много таких проектов, но, тем не менее, в каждом государстве он уникален. Естестве6нно мы бы хотели, чтобы все услуги были использованы, а та часть населения, которая еще не может или не обладает достаточными знаниями, готовилась к использованию этих услуг. Потому что все эти усилия делаются для того, чтобы эти услуги были массово используемы.

    — Спасибо вам большое, я хотел бы поблагодарить вас за участие в нашей программе, что вы ответили на мои вопросы.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии