Рынок принтеров: Казахстан ориентируется на инноваторов
Состояние рынка печатающих устройств Казахстана.
Рынок печатающих устройств Казахстана демонстрирует ежегодный рост. Погоду здесь делают компании, способные предложить инновационные подходы в области печати. Однако, как отмечают специалисты, «тучи сгущаются», и в следующем году общие экономические тенденции страны могут существенно повлиять как на динамику спроса, так и на расстановку сил.
Рынок принтеров в Казахстане является одним из наиболее развитых среди всех рынков периферийного оборудования. Здесь не происходят революции (не это ли причина того, что он состоялся?), а его участники, хотя иногда и сотрясают воздух громкими обещаниями, весьма консервативны и понимают, что для того, чтобы получить дополнительный процент на этом рынке, нужно ну очень сильно попотеть. А «попотеть» есть за что — рынок печатающих устройств в Казахстане один из самых динамичных.
В Казахстане представлены практически все крупные брэнды производителей печатающих устройств: от Hewlett-Packard (лидера в этой области) до экзотических для российских пользователей Brother, Lexmark, OKI и Panasonic. Этот рынок следует представлять как совокупность устройств, предназначенных для выполнения разнообразных задач печати. В частности, речь может идти о матричных принтерах (практически исключительно банковский сектор), интегрированных термопринтерах (исключительно ритейл), лазерных черно-белых и цветных принтерах формата А4, крупноформатных лазерных принтерах формата А3, струйных и сублимационных принтерах, которые ориентированы на домашнюю фотопечать, струйных принтерах, ориентированных на работу в офисе. Особую и быстрорастущую группу печатающих устройств представляют собой многофункциональные устройства, которые сочетают в себе функции сканера, принтера и копира и иногда факсимильного аппарата. К профессиональным секторам печатающих устройств необходимо отнести решения, ориентированные на рекламную индустрию (плоттеры), цифровые коммерческие устройства (цифровые типографии). Мы оставим за кадром промышленные решения (матричные, термопринтеры, ориентированные на банковский сектор и ритейл), акцентировав внимание на потребительских продуктах и отчасти на устройствах коммерческой печати.
Выбор потребителей
Рынок Казахстана, несмотря на то, что подчиняется мировым тенденциям в области печати, характеризуется определенными особенностями.
Одна из главных — выраженный спрос на лазерную печать. Первопричина такого положения, вероятно, в отсутствии культуры домашней цифровой печати, для которой характерен струйный принцип: потребители в Казахстане предпочитают печатать фотографии в цифровых фотолабах, рынок которых в Казахстане весьма развит и появился задолго до технологически обоснованной модели домашней фотопечати, ведь стоимость печати на домашнем цветном струйном принтере выше, чем в фотолабе. Именно поэтому предпочтения пользователей домашнего офиса существенно смещены в сторону недорогих черно-белых лазерных принтеров: это и дешево, и сердито.
Правда, в последнее время данная тенденция «трещит по швам», а спрос, который год все больше и больше смещается в сторону многофункциональных устройств (МФУ). И в этом секторе у струйной печати есть реальный шанс отыграться.
Лидерство за инноваторами
Несмотря на то, что на рынке представлено довольно много производителей, реально «делают погоду» только несколько игроков. Цифры, представленные далее, имеют близкий к актуальному состоянию вид и предполагают расклад исключительно на рынке черно-белой печати в единицах, а не в денежном выражении. Сделаю оговорку, информация получена мной путем анализа косвенных данных с учетом предположительного роста продаж компаний. Разумеется, положение компаний в секторах МФУ, струйной, широкоформатной печати и т.д. может существенно разниться. В первом ряду, конечно, Hewlett-Packard (с ориентировочной долей
Куда движется рынок?
Часть тенденций уже была озвучена. На протяжении нескольких последних лет происходит уверенное смещение спроса потребителей в сторону многофункциональных устройств. При этом потребители сектора малого и среднего бизнеса предпочитают многофункциональные устройства, базирующиеся на лазерном принципе печати, а домашние предпочитают основанные на струйной печати. Крупные игроки считают, что не только «ритейлом единым» жив рынок печати. Но еще и консалтингом. По крайней мере, об этом говорят в Xerox, активно делая акцент на сферу консалтинга и аутсорсинга в различных отраслях в Казахстане. Причиной стало увеличение количества устройств Xerox, установленных на предприятиях заказчиков, требующих последующего качественного сервисного обслуживания и консультаций по работе и эксплуатации техники. Впрочем, очевидно, что это направление характерно не только для Xerox: многие крупные игроки, особенно из списка производителей тяжелых решений, «грешат» увеличением значимости консалтинга в собственной бизнес-модели.
Не все так просто
Рынок печатающих устройств не просто растет сам по себе: наиболее крупные производители — активные маркетинговые операторы, ведь конкуренция на рынке нешуточная. Стимулирование спроса маркетинговыми инструментами в сочетании с благоприятными условиями и ростом экономики вкупе с ростом покупательной способности делает свое дело — сейчас уже никого не удивишь принтером на домашнем столе, а рынок увеличивается из года в год очень ощутимо. В активе роста рынка — активизация потребителей в области многофункциональных устройств, дальнейшее удешевление цветной печати, завершающийся жизненный цикл устройств, приобретенных на этапе кардинальной либерализации цен на принтеры и т.д. Кроме того, в активе продолжающийся переход к использованию цифровой информации в сфере экономики и в государственных органах, индивидуализация и персонализация государственных услуг, где роль принтеров становится не просто важной, а ключевой. Конкуренция в области коммерческой цифровой печати и традиционной полиграфии также растет с постоянным ростом преимуществ цифровой печати, а это многомиллионный рынок даже для небольшого Казахстана. Ну и, разумеется, цены на сами устройства. Уже сейчас принтеры начального уровня стоят меньше 100 долл. и доступны очень многим потребителям. «В целом, рынок будет расти и дальше», — практически в один голос говорят эксперты. И рост будет оцениваться десятками процентов. Правда, некоторые из них уже сейчас замечают «облака на доселе безоблачном небе рынка печатающих устройств». В частности, они считают, что в следующем году будет наблюдаться снижение покупательной способности потребителей. Однако одновременно с этим заметен рост корпоративных закупок, который способен нивелировать снижение спроса в рознице. Определенные ожидания вендоров связаны и с государственным сектором: в бюджете страны заложены немалые средства на ИТ. В целом на рынке наблюдается смещение структуры продаж из нижнего в средний и премиум-сегменты. Краткосрочные ожидания вендоров замыкаются на предновогодних продажах, правда, как трезво отмечает один из экспертов, «вот только неизвестно, состоится бум или нет». Прогнозы на следующий год пока весьма осторожные: очевидно, что некоторые негативные процессы в экономике Казахстана могут отразиться и на рынке печатающих устройств.
Комментарии