Информационные технологии в борьбе с интеллектуальным тунеядством
Пути решения проблемы интернет-плагиата в образовательном процессе Казахстана.
Известно, что в последние годы интернет-плагиат стал одной из главных проблем образовательного процесса.
Как в системе среднего, так и, особенно, высшего образования. Интернет наводнен и платными, и бесплатными сайтами с контрольными, сочинениями, рефератами по самым различным дисциплинами.
Реальный размах пользования ими студенческим сообществом невозможно оценить, но, безусловно, он огромен. Даже в конце советских времен, когда в помине не было Сети, «по рукам» ходили профессиональным способом изготовленные наборы шпаргалок, популярные у старшеклассников, абитуриентов и студентов. А с расширением доступа к Всемирной паутине, «халявничество» и вовсе обрело невиданный масштаб. То, что это серьезная проблема — не вызывает сомнения. Пусть скучна и занудна нотация, что студент должен сам уметь искать, обобщать и анализировать материал. Но, согласитесь, ведь именно эти навыки и умения закладываются как фундамент последующего высокого профессионализма. Без них любые успехи будущего специалиста в высшей школе остаются профанацией. Но как устоять перед искушением скачать работу из Сети?
Данное явление воспринимается как серьезная и требующая решения задача в образовательных кругах многих стран, о ней говорят и пишут в США, Европе, в том числе, Восточной, в России… Неудивительно, ведь цена вопроса ни больше, ни меньше, чем депрофессионализация следующих поколений специалистов. В условиях экономической и информационной глобализации такую «роскошь» не может позволить себе ни одна страна, ни одно общество.
В определенном смысле, для Казахстана данная проблема даже более актуальна, чем для многих других стран. Известно, что в последние десятилетия научный и образовательный потенциал республики в значительной мере был ослаблен, а по некоторым направлениям даже утрачен. Восстанавливать его приходится в условиях сильной международной конкуренции, которая будет только возрастать. Особенно, после вступления Казахстана в ВТО.
В такой ситуации высокие и принципиально жесткие требования к студентам вузов должны быть абсолютны. Однако, как бороться с «искушением» Всемирной паутины? Ведь известно, что лень не лучший, но один из самых сильных стимулов человека.
По большому счету существует лишь один способ — специальные компьютерные программы, ориентированные на поиск плагиата через текстовые, фразеологические и фактологические совпадения.
До недавнего времени они были известны в Казахстане лишь теоретически. Да и в мире они — дело пока новое. Но буквально совсем недавно в Казахстан пришла одна из самых современных подобных программ, под названием PlagiatInform.
Разработанная российскими специалистами, система «ПлагиатИнформ», является, по словам казахстанского эксперта Андрея Цоя, исключительно эффективной. «Уже целый ряд крупнейших казахстанских вузов проявили интерес к возможности внедрения этой системы», — отметил он. В принципе, максимального эффекта можно будет достичь, если по этой системе совместно будет работать целый ряд вузов. Это исключит возможность использования плагиата научных и студенческих исследовательских работ в широком пространстве университетов, академий и институтов.
Несмотря на то, что технология российская, но, при условии ее быстрого внедрения в Казахстане, мы не слишком отстанем от соседей. Там тоже на данный момент она не внедрена широко. Хотя серьезный интерес к ней проявили уже различные структуры, включая Администрацию президента Российской Федерации.
Лев Матвеев, генеральный директор компании «СофтИнформ», отмечает, что базисом для программы стала технология поиска документов, похожих по содержанию на исследуемый.
В отношении студенческих и научных работ схематически это выглядит примерно следующим образом: преподаватель или научный руководитель «пропускает» через систему «ПлагиатИнформ» полученную от студента или подчиненного курсовую, диплом, или кандидатскую. Делается это через введение в «поисковик» набора ключевых слов и значений. «ПлагиатИнформ» позволяет очень быстро и точно, без дополнительных «шагов» по поисковым системам, найти все совпадения. Если процент совпадений с анализируемой работой до 30%, то ее расценивают как оригинальную. Ведь определенный уровень статистических, фактологических и лексических совпадений внутри работ, посвященных одной и той же теме, существует всегда.
Если процент от 30% и выше, — это является сигналом для преподавателя обратить больше внимания на данную работу, насколько она оригинальна и честна. «Если же совпадений свыше 85% — перед вами стопроцентный плагиат», — уверен
Насколько широкое распространение получит система в казахстанском образовательном и научном пространстве? Поскольку важность проблемы осознается всеми, имеющими к ней отношение, можно предположить, что «ПлагиатИнформ» будет иметь широкую прописку.
Вопрос состоит в том, как быстро она состоится. Объективно интересы экономики и социального развития Казахстана требуют, чтобы как можно скорее…
Комментарии